Десантно-грузовой планер К-Г.

Разработчик: Л.П.Курбала
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.

Л.П. Курбала работал начальником серийного КБ завода № 81 в Тушине, где выпускались самолеты Як-4. Вскоре после начала войны, его вызвали в НКАП к заместителю наркома Александру Сергеевичу Яковлеву, где выдали задание на разработку десантного планера, способного перевозить 76-мм пушку с боекомплектом, или легкую танкетку, или 20-25 десантников. На выполнение эскизного проекта дали 20 дней. Таким образом, Л.П.Курбала оказался в ряду других конструкторов, получивших аналогичное задание. Учитывая срочность задания, решили использовать материалы проекта двухбалочного бомбардировщика, который СКБ Курбалы разрабатывало в инициативном порядке.

После рассмотрения и утверждения проекта для его реализации коллективу выделили тарный завод в Сталинграде, которому присвоили громкое название — завод № 490. Л.П.Курбала туда назначался главным конструктором и директором. Ситуация была непростой: не хватало квалифицированного персонала, станочного парка и материалов. Несколько исправилась ситуация при прибытии предприятий, эвакуированных из западных районов. В таких условиях было трудно рассчитывать на высокое качество выпускаемой продукции. Это в дальнейшем, наряду с другими факторами, пагубно сказалось на судьбе планера Курбалы.

На заводе № 490 сразу заложили серию из 10 опытных планеров, получивших обозначение К-Г (Курбала-Грузовой).

По своей схеме планер К-Г значительно отличался от схем других советских конструкторов и поразительно напоминал немецкий планер Gо-242, созданный в конце 1940 года. Планер имел двухбалочную схему, состоящую из центрального фюзеляжа и двух хвостовых балок. Крыло не имело подкосов, а основным материалом было дерево. Оно имело два лонжерона и фанерную обшивку. Элероны — щелевые. В дальнейшем предусматривалась установка интерцепторов и посадочных щитков, которые отсутствовали на первом экземпляре К-Г.

Вместительный фюзеляж полумонококовой конструкции крепился к низу центроплана. В носу оборудовалась кабина пилота с нормальным фонарем, левое стекло которого можно было сбросить для аварийного покидания планера. Справа от пилота было сиденье для командира десанта. В грузовой кабине вдоль бортов монтировались откидные сиденья для десантников. Для их посадки и возможной выброски с парашютами имелись две двери: спереди — на левом борту, сзади — на правом. Грузовая кабина завершалась обтекателем, который на шарнирах мог откидываться вверх, образуя большой погрузочный люк. Концевая часть обтекателя была застеклена и имела шкворневую пулеметную установку. Вместимость планера составляла 22 солдата или 18 парашютистов.

Хвостовое оперение — двухкилевое. Кили — продолжение килевых балок. Стабилизатор располагался между балками. Они имели фанерную обшивку, а рули — полотняную.

Шасси было трехколесным, с носовой опорой. Основные стойки имели пирамидальную конструкцию, сваренную из стальных труб, которая крепилась к центроплану. Стойка имела колесо размером 900 х 300 мм. На передней стоке устанавливалось колесо размером 600 х 250 мм.

Для скорейшего начала летных испытаний и снятия основных летных характеристик первый экземпляр К-Г строили в упрощенном варианте — без некоторых систем и агрегатов. Получившийся планер без груза имел очень заднюю центровку, что потребовало установки балансировочного груза массой 188 кг. Масса пустого планера получилась 2941 кг, а с нагрузкой (20 десантников) — 5429 кг. По проекту, в расчеты закладывалась стартовая масса 4400 кг. Перетяжеление в 1 тонну было следствием отсутствия опыта в проектировании тяжелых планеров у КБ Курбалы и плохой производственной культуры на заводе № 490.

Испытания опытного планера проходили с 9 января по 22 февраля 1942 года на аэродроме под Сталинградом. Летал В.П.Фёдоров. Буксировал планер ТБ-3. Испытания сразу же осложнились поломками, доработками, исправлениями производственного брака и корректировками проекта. Обнаружилась недостаточная прочность некоторых узлов.

В результате проведенных испытаний выяснили, что летные данные К-Г не соответствуют техническим требованиям из-за недостаточной прочности и перетяжеления конструкции. Однако благодаря возможности транспортирования тяжелых грузов, которой не было у других советских планеров, К-Г рекомендовали к серийному производству, конечно, после устранения всех замечаний.

К середине 1942 года был построен второй опытный экземпляр, получивший название «К-Г-Эталон». Предполагалось, что он станет эталоном для серии. Планер имел следующие изменения. Установили щитки и интерцепторы, а также триммер на руле высоты. Установили новое шасси, состоящее из посадочных лыж и сбрасываемой тележки, с колесами размером 600 х 250 мм. Увеличена прочность фюзеляжа, в районе передней стойки, хвостовых балок, стабилизатора, узлов крепления крыла к фюзеляжу и т.д. Увеличили площадь элеронов и снабдили их роговой компенсацией. В кабине установили штурвал вместо ручки. Был выполнен ряд других доработок. В результате масса пустого КГ-Эталона возросла до 3740 кг.

В июне 1942 года по железной дороге планер был перевезен в Москву, где 25 июня 1942 года начались испытания. Летали летчики В.П.Фёдоров и М.Ф.Романов. Испытания показали, что от многих проблем не удалось избавиться. Управление планером оказалось тяжелым, сохранились ограничения на скорость буксировки и полета. Кроме того, тележка при сбросе могла отскочить от земли и ударить по планеру. Впрочем, это была проблема всех подобных конструкций. Большой вес К-Г-Эталона ограничивал выбор самолета-буксировщика. В то время рассматривался ТБ-3 с моторами АМ-34РНБ и ДБ-3 (при сниженном взлетном весе).

По результатам летных испытаний решили что, несмотря на ряд положительных качеств, К-Г-Эталон запускать в серийное производство нецелесообразно. На этом история планера К-Г закончилась. Данный пример показывает, что, несмотря на кажущуюся простоту, создание тяжелого планера требует наличия определенного опыта в создании подобных конструкций, проведения ряда исследований и опытных работ, наличия материалов, хорошего качества и конечно, соответствующей культуры в производстве.

ЛТХ:

Модификация: К-Г (К-Г Эталон)
Длина, м: 16,2
Размах крыла, м: 20
Высота, м: 2,85
Площадь крыла, кв. м: 80 (80,2)
Вес пустого планера, кг: 2941 (3740)
Нагрузка на крыло, кг/кв. м: 91
Макс. скорость буксировки, км/ч: 170 (200)
Макс. аэродинамическое качество: 13,2
Экипаж — пилоты + десантники: 1 + 20

pervyj-ekzemplyar-planera-k-g

Первый экземпляр планера К-Г.

k-g-shema

К-Г. Схема.

.

.
Список источников:
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.