Десантный планер А-7 («Рот Фронт-8»).
Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.
А-7 («Рот Фронт-8») — семиместный десантный планер конструкции О.К.Антонова. Построен в 1941 году, с 1942 года выпускался серийно. Его опытный экземпляр имел обозначение РФ-8 и представлял собой увеличенный вариант спортивного планера РФ-7.
Трудно представить себе транспортный планер более изящных форм, чем планер А-7. Что на земле, что в воздухе, он выглядел легким и удивительно пропорциональным, что и не удивительно для планера с родословной из спортивных.
Планер нравился и пилотам-планеристам, и летчикам-буксировщикам, буксировался всеми наличными самолетами испытательного отряда, проводившего испытания, от Р-5 до ТБ-3, а впоследствии и Ли-2, и «Харрикейном». За Ил-4 и ТБ-3 — парой и тройкой.
На Ил-4 летали Н.Крехов, П.Совцов, А.Пьецух; на СБ — Н.Крехов, Б.Годовиков, Б.Стадник; на Р-6 и ТБ-3 — П.Еремеев. Иногда испытательные полеты выполнял Г.Старосельцев.
Испытания планера А-7 проходили без видимых сбоев и каких-либо неполадок. К этому времени начали регулярные тренировки планеристы учебно-тренировочных полков, и до испытателей стали доходить слухи о странных авариях планера А-7, происходящих на этапе посадки. В процессе снижения пилот не справлялся с управлением, планер цеплял крылом землю и после удара превращался в кучу щепок. Пилот при этом оставался цел и невредим. Произошло два таких случая.
Испытатели грешили на недоученность молодых пилотов.
Сергею Николаевичу Анохину выделили специальный планер А-7, поручив провести летные испытания поведения планера в режиме штопора и режиме захода на посадку, приводящему к срыву в штопор. Диагноз подтвердился.
Приезжал на аэродром О.К.Антонов. Вскоре хвосты планеров А-7 были доработаны, а затем на планерах появились интерцепторы.
Проводились испытания на управляемость планера в струе от винтов самолета, на максимальную скорость плюс еще двадцать процентов. Летали «на скорость» Адам Добахов, «за инженера-самописца» Анатолий Малахов.
В конце лета 1942 года на одном из аэродромов Московского военного округа состоялся смотр десантной техники. Приехало высокое начальство. Был показан головокружительный номер: посадочный десант в составе двадцати планеров А-7 и Г-11 на маленькую площадку. Планеры садились навалом не только на полосу, а по всей площадке. После высадки солдаты с криками «ура» побежали к месту расположения начальства. Эффект огромный. И это — без единой тренировки в таком групповом полете.
В этот день были выполнены еще два рискованных эксперимента — посадка планера А-7 на лес и на воду. Пилотировал оба раза бесстрашный капитан Леонид Ляпин.
Первая посадка была выполнена в лес на малой скорости. Отцепившись от самолета-буксировщика, Ляпин повел планер к лесу, теряя над верхушками деревьев скорость. Коснувшись деревьев, исчез из поля зрения членов государственной испытательной комиссии. Люди бросились в чащу, тревожась за судьбу пилота.
Вскоре настроение у них повысилось: они увидели планер, висящий на верхушках сосен, а ниже, на толстой ветке, покуривающего капитана.
— Вот видите, к чему приводит посадка на малой скорости, — засмеялся Ляпин. — Попробуйте теперь достать оттуда грузы. Партизаны такому прилету не обрадуются, надо будет еще и верхолазов вызывать. Нет, хлопцы, сажать надо не так. И если вы меня с верхотуры снимите, я вам это докажу.
Через два часа Ляпин снова был в воздухе. На этот раз он спланировал на лес на повышенной скорости и, не уменьшая ее, врезался в верхушки сосен. В лесу загрохотало. Члены государственной комиссии с еще большим волнением бросились к планеру. На этот раз не надо было искать, где он упал. Его путь четко обозначался срезанными верхушками деревьев. И чем дальше, тем срез был все ниже и ниже. На деревьях висели куски фанеры, обломки крыльев, перкаль.
Наконец все увидели фюзеляж планера. Он был исковеркан, побит, но кабина почти цела. В ней на пилотском сиденье отдыхал капитан:
— Ну как? — бросились к нему подбежавшие.
— Вообще-то самое лучшее — хорошая площадка.
Но уж коль придется, предпочел бы садиться на скорости. По крайней мере, не надо вызывать верхолазов. Пожалуйста, можете собирать грузы… — и капитан показал в сторону рукой, в которой был зажат танковый шлем.
Для третьего эксперимента капитан переоделся в легкий хлопчатобумажный комбинезон, натянув его на голое тело, и совершил полет с посадкой на озеро, примыкавшее к аэродрому.
Зрелище было уникальное по замыслу и ощущениям. Пробег по воде был значительно короче, чем при посадке на аэродроме на лыжу. Казалось, что планер прикоснулся к густой и клейкой массе и проскользил по ней 10-15 метров. Пилот был без шлема и не привязан. Его бросило лицом в лобовое стекло. После приводнения планер начал медленно тонуть и погрузился так, что крылья легли на воду. Ляпин вылез из кабины, уселся на крыльях.
Это был широкофюзеляжный планер-высокоплан со свободнонесущим крылом сравнительно большого удлинения. Фонарь пилотской кабины вписывался в плавные обводы носовой части фюзеляжа. Планер РФ-8 имел двухколесное шасси и хвостовой костыль. В полете колеса можно было убрать, и посадка в этом случае осуществлялась на жесткую лыжу на днище фюзеляжа, что позволяло сократить длину пробега.
После летных испытаний, проведенных В.Л.Расторгуевым, планер был рекомендован к серийному производству. В соответствии с рекомендациями его грузоподъемность была увеличена с 5 до 7 человек. Была изменена и конструкция фонаря пилотской кабины, что улучшило обзор и упростило технологию изготовления.
В течение Великой Отечественной войны было выпущено около 400 экземпляров планера А-7. Планер применялся для полетов через линию фронта для снабжения партизанских соединений оружием и боеприпасами.
В 1942 году был разработан планер А-7 бензовоз, который предназначался для увеличения дальности полета самолета-буксировщика. Модификация проведена А.С.Москалевым на заводе в поселке Заводоуковск, где выпускался планер А-7. В планер были установлены два бака общей емкостью 1 тыс. л, перекачивающий бензонасос с электроприводом и питанием от аккумуляторов. Перелив горючего осуществлялся по дюритовому шлангу, который крепился к буксировочному тросу. Летные испытания планера А-7 бензовоза со специально доработанным самолетом ДБ-3 были проведены в конце 1942 года — начале 1943 года летчиком ГОСНИИ ГА С.Д.Спиваковским.
ЛТХ:
Модификация: А-7
Размах крыла, м: 18,00
Длина, м: 10,54
Относительное удлинение: 19,6
Высота, м: 1,53
Площадь крыла, м2: 23,20
Масса, кг
-пустого: 955
-полетная: —
Макс. аэродинамическое качество: 18
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 6 человек.
Прототип планера А-7.
Десантный планер А-7.
Десантный планер А-7.
Посадка десантников на борт планера А-7.
Планер А-7 на испытаниях в НИИ ВВС.
Планер А-7. Рисунок.
Проекции планера А-7. Рисунок.
А-7. Схема.
А-7. Схема.
Книга В.Б.Казакова «А-7 уходят в ночь».
.
.
Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
В.Б.Казаков. Боевые Аэросцепки.
О.К.Антонов. Десять раз с начала.
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»