Планер А-9.

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.

А-9 — одноместный рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова. Построен в 1948 году. В течение пяти лет выпускался в г. Новосибирске небольшими сериями для спортивных целей ДОСААФ СССР. Всего было построено 27 экземпляров. А-9 выполнен по схеме — свободнонесущий высокоплан. Планер А-9 являлся дальнейшим развитием планера РФ-7 и предназначался для всех видов парящего полета в любых метеорологических условиях. Конструктор планера отказался от выступающей лыжи, и посадка производилась непосредственно на днище фюзеляжа, окованное стальным полозом.

Фюзеляж планера имел хорошо обтекаемую форму овального сечения с заостренной нижней частью в районе касания планером земли и хвостовой частью, переходящей в киль. В каркас фюзеляжа входили 23 шпангоута, стрингеры, лыжная балка и пол кабины. Фонарь кабины состоял из переднего неподвижного козырька и съемной плексигласовой крышки, имевшей с левой стороны откидную форточку. Сиденье пилота могло передвигаться по горизонтали.

Крыло состояло из прямоугольного центроплана, жестко связанного с фюзеляжем, и двух отъемных трапециевидных консолей с округлениями. Крыло по всему размаху имело модифицированный профиль P-III. Конструкция — двухлонжеронная, деревянная, с полотняной обтяжкой. На консолях были расположены элероны и интерцепторы. Закругленная законцовка крыла была слегка отогнута вниз.

Стабилизатор, как и киль, составлял одно целое с конструкцией фюзеляжа. Руль высоты состоял из правой и левой частей, соединенных между собой трубой. Руль направления имел 9-процентную роговую аэродинамическую компенсацию.

Планер А-9 обладал высоким аэродинамическим качеством, и на нем был установлен ряд мировых рекордов. А-9 был одним из планеров на которых в августе 1950 года советские планеристы впервые после десятилетнего перерыва торжественно открывали Всесоюзные планерные состязания. На место слета вблизи поселка Саракташ Чкаловской области собрались команды московского областного и городского комитетов ДОСАВ, Центральной планерной школы (ЦПШ), Украинского республиканского комитета ДОСАВ.

Лучшие достижения показали планеристы Московской области. Максимальной дальности полета с возвращением на старт достигла планеристка Самосадова (Московская область), покрыв на планере А-9 расстояние 145 км. Всесоюзный рекорд на этом же планере установил мастер планерного спорта В.Ильченко, достигнув скорости 51,5 км/час на 100-километровом маршруте по треугольнику.

1951 год принес новые победы, советские планеристы установили всесоюзные рекорды скорости и дальности полета на одноместных планерах и завоевали новые мировые рекорды.

Советский планерист Медников (ЦПШ) в своем полете 24.06.1951 г. на 100-километровом маршруте по треугольнику на планере А-9 достиг скорости 77,141 км/час — это новый всесоюзный и мировой рекорд. Старый мировой рекорд, принадлежавший с 1948 г. Швейцарии, был равен 69,6 км/час.

Советская планеристка Пылаева установила новый всесоюзный и мировой рекорд дальности полета с заранее установленным пунктом назначения и возвращением к месту старта: 23.06.1951 г. на планере А-9 она установила дальность полета с возвращением на старт 226,216 км и побила французский рекорд этого вида полета, равный 203,15 км (1950 г.).

Другая известная планеристка Самосадова в полете 20.07.1951г. завоевала мировой рекорд дальности полета до заранее намеченного пункта, покрыв расстояние 364,035 км. Этот мировой рекорд принадлежал Советскому Союзу и в 1940 году, когда была достигнута дальность 343,818 км. В 1951 году советские планеристы улучшили его.

А-9 бис — одноместный рекордный планер конструкции О.К.Антонова, модификация планера А-9. Планер А-9 бис в отличие от своего прототипа имел новое крыло, состоявшее из двух консолей, без центроплана. Фюзеляж и хвостовое оперение были оставлены прежними. Крыло имело механизацию по всей задней кромке, состоявшей из закрылков и зависающих элеронов. Интерцепторы были сделаны двухсторонними. Была значительно упрощена стыковка крыла с фюзеляжем.

Летные испытания планера А-9 бис проводились в 1955 году.

ЛТХ:

Модификация: А-9
Размах крыла, м: 16,24
Длина, м: 6,40
Относительное удлинение: 19,6
Высота, м: 1,49
Площадь крыла, м2: 13,50
Масса, кг
-пустого: 310
-полетная: 410
Максимальная скорость, км/ч: 200
Макс. аэродинамическое качество: 30
Скорость МАК, км/ч: 88
Минимальное снижение, м/с: 0,76
Скорость мин. снижения (экономич.), м/с: 85
Посадочная скорость, км/ч: 85
Предельно допустимая перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1.

1.Планер Антонова А-9.

Одноместный рекордный планер-паритель А-9 конструкции О.К.Антонова.

2.Планер А-9.

Планер А-9.

Ïëàíåð À-9. Âî 2îì ÌÃÀÊ ýêñïëóàòèðîâàëñÿ 1953-1956ãã.

Планер А-9 «Михайло Ломоносов» на стоянке.

4.Подготовка А-9 к полёту.

Планер А-9. 

5.А-9.

Планер А-9.

5а.Линейка планеров А-9.

Планеры А-9 на летном поле.

Проекции планера А-9. Схема.

6.Компоновочная схема планера А-9.

Компоновочная схема планера А-9.

7.А-9. Схема 1.

А-9. Схема.

.

.

Список источников:
Кирилл Сорокин. Антонов А-9.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
www.aeroclub.msk.ru