Планер БРО-23КР «Гарнис».

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.

Оригинальный цельнопластиковый сверхлегкий гидропланер схемы подкосный моноплан построили в 1981 году Ч.Кишонас, К.Рикявичус и Б.Ошкинис. Его прототипом был планер БРО-23КР. Щелевое крыло до лонжерона оклеено тремя слоями 0,3-мм стеклоткани. Нервюры и лонжероны сплетены из стеклоткани с пропиткой смолой. Обшивка крыла — прозрачная лавсановая пленка. «Гарнис» ставили на быстросъемные поплавки. Предусматривалась установка двигателя «Вихрь-25» с переделкой его на воздушное охлаждение. Мотопланер «Еарнис» участвовал в различных авиационных праздниках и смотрах-конкурсах, в том числе СЛА-83 в Крыму и СЛА-85 в Киеве.

Первый пластмассовый экспериментальный учебный планер БРО-21 был построен в 1980 г. Эта конструкция демонстрировалась на чемпионате по планерному спорту среди юношей в Москве. Она вызвала большой интерес участников. Аппарат высоко оценила республиканская макетная комиссия в Литве и признала годным для летных испытаний. Но, к сожалению, по ряду причин БРО-21 остался в единственном экземпляре.

Шесть месяцев при поддержке энтузиастов Ч.Кишонаса и К.Ринкявичюса на базе Каунасского дельтапланерного клуба мы работали над новой конструкцией БРО-23КР (заглавные буквы фамилий конструкторов). Планер получил название «Гарнис» («Аист»).

На II чемпионате юных планеристов «Аист» был облетан. Сравнительные полеты на ЛАК-14 «Дрозд», БРО-11М, БРО-21 и БРО-23КР показали явное преимущество последней модели.

Фюзеляж БРО-23 мало чем отличается от БРО-21. Особое внимание в новой модели уделено удобному расположению пилота в кабине, безопасности полетов в случае даже грубой посадки планера. Борта кабины облицованы микропористой резиной, сиденье изготовлено из двух пенопластных опор. Толстая поролоновая спинка и мягкий подлокотник хорошо амортизируют удар при жесткой посадке. Пилот управляет планером сидя со значительным наклоном назад.

Стойка трубки Пито и передний борт кабины — хороший ориентир относительно горизонта. В систему привязных ремней введены пружины из мягкой стали, которые могут поглощать значительную часть энергии удара.

Фюзеляж имеет эластичный хвостовой упор из стеклопластика и пять резиновых опорных «ножек», к которым без прямого твердого контакта с конструкцией могут быть присоединены посадочные устройства по выбору:
-широкая стеклопластиковая лыжа для эксплуатации планера зимой;
-эта же лыжа с колесиком для эксплуатации летом;
-трехколесное шасси для обучения курсантов «самолетной» посадке;
-гидро- и аэродинамический поплавок с подводными крылышками для взлетов и посадок на водоемах.

Крыло у БРО-23КР щелевое. Элероны-закрылки, как у БРО-11, работают синхронно с рулем высоты, что хорошо оправдалось за 27 лет эксплуатации этих планеров.

Профиль крыла — ГАВ-1 16% толщины. Хорда — 1,0 м. Хорда элерона — 0,32 м. Размах крыла — 8,2 м. Площадь . всех несущих площадей — 10,4 м2. Длина — 6,4 м.

Нервюры и лонжероны сплетены из стеклонити по особой технологии,. Задняя кромка отлита из эпоксидного заполнителя, вдоль проложена стеклонить, намотанная стеклотканью 0,1 мм.

ЛТХ:

Модификация: БРО-23КР
Размах крыла, м: 8,20
Длина, м: 5,10
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 10,40
Масса, кг
-пустого: 80
-нормальная полетная: 160
Максимальная скорость, км/ч: 100
Макс. аэродинамическое качество: 15
Минимальное снижение, м/с: 1,0
Посадочная скорость, км/ч: 42
Экипаж, чел: 1.

1.Планер БРО-23КР.

Планер БРО-23КР.

1а.Планер БРО-23КР перед взлетом.

Планер БРО-23КР перед взлетом.

2.БРО-23КР в полете.

Планер БРО-23КР в полете.

3.БРО-23КР в варианте мотопланера.

БРО-23КР в варианте мотопланера.

4.БРО-23КР 2-й вариант мотопланера.

БРО-23КР. 2-й вариант мотопланера.

5.Мотопланер БРО-23КР в полёте.

Мотопланер БРО-23КР в полёте.

6.БРО-23КР в варианте гидропланера.

БРО-23КР в варианте гидропланера.

БРО-23КР в варианте гидропланера.

БРО-23КР в варианте гидропланера.

7.БРО-23КР. Схема.

БРО-23КР. Схема.

.

.

Список источников:
Моделист-Конструктор. Б.Ошкинис. Планер БРО-23КР.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Ошкинис БРО-23КР Гарнис».