Планер БРО-9.

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1953 г.

В 1953 году были проведены летные испытания нового учебного планера БРО-9 конструкции Б.И.Ошкиниса. Испытания показали, что планер обладает хорошими устойчивостью и управляемостью и более высоким аэродинамическим качеством, чем планер А-1. Планер легко собирается и разбирается и удобен для перевозки. По схеме планер сходен с планером А-1 и является двухподкосным высокопланом с расчаленными лыжей и хвостовой балкой и оперением подкосного типа. По габаритам БРО-9 меньше планера А-1. Планер имеет колесное шасси и посадочную лыжу .

Конструкция планера целиком деревянная, с небольшим числом металлических узлов. Как и у предыдущих планеров, функции фюзеляжа выполняют гондола и хвостовая балка. Каркас гондолы состоит из двух балок основания, пяти шпангоутов, верхнего и нижнего лонжеронных поясов, верхней балки, раскоса, носовой крышки, доски для приборов, пола, бобышек, реек, накладок и книц. Балки основания расположены под пилотской кабиной вдоль всего фюзеляжа. Они представляют собой две сосновые доски, оклеенные с обеих сторон 1-мм фанерой.

Пол кабины закреплен на балках, шпангоутах и на нижнем лонжеронном поясе гондолы. Сиденье пилота съемное, целиком деревянное. Ремни обхватывают пояс и плечи пилота и соединяются спереди на поясе у пилота вместе путем надевания левого поясного ремня и обоих плечевых ремней на конусный штырь.

Хвостовая балка БРО-9 выполнена за одно целое с килем и похожа на балку планера А-1, но не имеет шарнирного соединения с фермой фюзеляжа.

Крыло состоит из двух половин, укрепленных в двух точках к верхней балке гондолы. Крыло в плане в средней части прямоугольное, к концам слегка суживается, заканчиваясь небольшим закруглением. Профиль крыла NACA 4312 одинаков по всему размаху. Крыло имеет отрицательную закрутку — 3°, т.е. угол атаки концевых нервюр на 3° меньше угла атаки нервюр у корня крыла. На верхней поверхности крыла имеются скобки для крепления съемной тормозной рейки, которая служит для ухудшения аэродинамического качества планера и понижения его летучести. Последнее необходимо при обучении пробежкам. Элероны — щелевого типа. Стабилизатор установлен впереди киля на хвостовой балке. Стабилизатор и рули, так же как и крыло, лакируют масляным лаком, обтягивают мадаполамом и покрывают аэролаками.

Для взлета, посадки и перевозки планер БРО-9 снабжен колесом и лыжей. Колесо полубаллонного типа размером 300 х 25 мм укреплено на двух кронштейнах между балками основания гондолы.

Ручное управление тросовое. Пост ручного управления состоит из ручки, укрепленной шарнирно на кронштейне вала, который вращается в двух подшипниках. Ножное управление состоит из педалей и проводки.

На приборной доске расположены следующие приборы (слева направо): высотомер, указатель скорости и вариометр. Датчиком для этих приборов является приемник воздушного давления, укрепленный с помощью хомута на деревянной стойке носовой части кабины. Проводка от датчиков к приборам выполнена из алюминиевых трубок и дюритовых шлангов.

Планер БРО-9, так же как и планер А-1, пригоден как для первоначального обучения, так и для обучения парящим полетам над склонами в потоках обтекания. При сравнении основных данных обоих планеров видно, что планер БРО-9 имеет меньшие габариты и более высокое аэродинамическое качество, несмотря на необычайно малое (для планеров) удлинение (5,7).Повышение аэродинамического качества объясняется лучшей формой крыла в плане, хорошо выдержанным профилем с высоким коэффициентом подъемной силы и меньшим лобовым сопротивлением за счет сокращения числа подкосов, наличием более обтекаемой кабины и малыми размерами оперения.

БРО-9 при посадке имел склонность к капотированию, т.е. к резкому опусканию носа с дальнейшим переваливанием на хвост. В таких случаях бывали поломки руля направления. Причиною капотирования являлось, по-видимому, расположение колеса, слишком удаленного назад относительно центра тяжести планера. Обучение на планере БРО-9 (особенно первоначальное) было сложнее, чем обучение на планере А-1, из-за «повышенных скоростей полета и более чутких рулей (особенно элеронов). Ремонт планера был труднее, чем у планера А-1, из-за сложности восстановления поломанной кабины. Конструкция планера БРО-9 не была «доведена», так как мастерские ДОСААФ в 1954 году перешли на изготовление нового учебного планера БРО-11.

ЛТХ:

Модификация: БРО-9
Размах крыла, м: 8,75
Длина, м: 5,60
Высота, м: 1,56
Площадь крыла, м2: 13,45
Масса, кг
-пустого: 92
-нормальная полетная: 164
Крейсерская скорость, км/ч: 66
Макс. аэродинамическое качество: 14,3
Скорость МАК, км/ч: —
Минимальное снижение, м/с: 1,16
Посадочная скорость, км/ч: 42
Экипаж, чел: 1.

1.БРО-9 вид сбоку.

Планер БРО-9.

2.БРО-9

Планер БРО-9.

Ïëàíåð ÁÐÎ-9. Âî 2îì ÌÃÀÊ ýêñïëóàòèðîâàëñÿ 1956-1957ãã.

Планер БРО-9. Зимний старт.

4.Планер БРО-9.

Планер БРО-9.

5.Планера БРО-9.

Планеры БРО-9.

6.Кабина БРО-9.

Кабина БРО-9.

7.Кабина БРО-9. 2

Кабина БРО-9.

8.Хвостовое оперение БРО-9.

Хвостовое оперение планера БРО-9.

9.БРО-9 в полёте.

Планер БРО-9 в полёте.

11.БРО-9 прототип. Рисунок.

БРО-9 (прототип). Рисунок.

12.БРО-9. Рисунок.

БРО-9 (серийный). Рисунок.

13.БРО-9. Схема 1.

БРО-9. Схема 1.

14.БРО-9. Схема 2.

БРО-9. Схема 2.

15.БРО-9. Схема 3.

БРО-9. Схема 3.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru