Планер МАИ-60 «Снежинка».

Разработчик: СКБ-МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1960 г.

В конце 1958-го — начале 1959 года группа студентов самолетостроительного факультета разработала эскизный проект планера стандартного класса, только что введенного ФАИ и предназначавшегося для участия в VII Всемирном чемпионате по планерному спорту. Инициатором этой работы был В.Махров. В январе 1959 году ректорат МАИ обратился в ЦК ДОСААФ с предложением по созданию рекордного планера для сборной СССР. Было получено согласие на разработку планера и отмечено, что создание подобного ЛА с предполагаемыми высокими тактико-техническими показателями, из новейших материалов, может стать новым этапом в развитии отечественного планеростроения. Опытную серию планеров МАИ-60 ЦК ДОСААФ предложил выпустить в планерном цехе УПМ МАИ.

В апреле 1959 года ректором института был издан приказ о создании СКБ-МАИ. Начальником СКБ был назначен студент В.Махров, утвержден Совет СКБ в составе: Н.Фадеев (председатель Совета), В.Махров, О.Булыгин, А.Смирнов, Б.А.Войнич и др. Общее организационное руководство, координацию и контроль за работой по созданию планера обеспечивал старший преподаватель спецкафедры К.А.Голубь.

На кафедру конструкции и проектирования самолетов (завкафедрой А.С.Яковлев) возлагалось научное руководство и ответственность за качественное и своевременное выполнение проектно-конструкторских работ. В создании планера в качестве консультантов приняли большое участие И.В.Остославский, В.А.Манучаров, Ф.И.Склянский, Е.С.Войт, А.В.Догматырский и А.Л.Гиммельфарб.

В 1959-1960 годах СКБ-МАИ был спроектирован и построен одноместный планер стандартного класса МАИ-60, получивший название «Снежинка». Опытный образец планера изготовлен в УПМ МАИ. Все работы выполнялись студентами. Защищено несколько дипломных и выполнено много курсовых проектов и работ по тематике, связанной с проектированием планера МАИ-60.

Проектные данные планера МАИ-60 ставили его в один ряд с зарубежными планерами стандартного класса. (Лучшим был польский планер «Фока», имевший максимальное аэродинамическое качество — 34,5).

В основу были положены требования ЦК ДОСААФ к планерам стандартного класса. Аэродинамическая компоновка планера обычная — свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом и V-образным оперением.

Главный конструктор планера — В.П.Махров, научный руководитель — Н.Н.Фадеев. Основной коллектив студентов-конструкторов: А.Смирнов, Ю.Пугачев, А.Петухов, В.Смирнов, В.Савин, Рейн Ярв, Е.Макиевская, А.Михайлюк и другие. Например, Ю.Пугачев был автором проекта фонаря и хвостового оперения, а затем принимал участие и в их изготовлении. И почти все конструкторы — проектировщики узлов и агрегатов — сами создавали задуманную конструкцию. К особенностям конструкции планера в первую очередь следует отнести крыло с ламинарным профилем, относительно короткий фюзеляж и V-образное оперение. На крыле были установлены интерцепторы, а в системе продольного управления — загрузочный механизм. С целью повышения аэродинамического качества за счет снижения профильного аэродинамического сопротивления впервые в СССР применен профиль с 60%-ной ламинарностью NАСА 663-618.

Крыло планера кессонного типа. По хорде крыла кессон распространялся на 25 — 65% ее длины. Кессон крыла был выклеен из сосновых реек, идущих вдоль размаха. Носовая и хвостовая части профиля крыла заполнялись пенопластом ПВХ, подкрепляющим обшивку.
Крыло сверху обшито миллиметровой фанерой. Фюзеляж планера — полумонокок, собранный из косых фанерных полос на клее. Фанерная обшивка носовой части фюзеляжа также выклеена. Крыло крепилось к фюзеляжу с помощью шомпольного стыка. Гребенка стыка располагалась на верхней и нижней панелях кессона. Нижние гребенки консолей стыковались с гребенками, закрепленными на фюзеляже, а верхние — между собой.

Посадочное устройство планера состояло из передней лыжи, неубирающегося колеса, расположенного впереди центра тяжести, и костыля. V-образное оперение выполнено заодно с фюзеляжем. Конструкция оперения двухлонжеронная с фанерной обшивкой. Кабина, приспособленная для полулежачего положения летчика и предусматривающая наличие наспинного парашюта, закрыта фонарем, незначительно выступающим за линию обводов фюзеляжа.

Управление планера тросовое. Под полом кабины имелся делительный механизм, с помощью которого ручка и педали связывались с V-образным оперением.

С июля 1961 года по июнь 1962 года в ЛИИ планер прошел полный цикл государственных летных испытаний и показал максимальное аэродинамическое качество, равное 33. Для фиксации параметров полета на нем были установлены датчики, работающие на осциллограф К-8. Буксировался планер самолетом Як-12 с помощью 50-метрового фала.

Испытывали МАИ-60 В.И.Петров (инженер-пилот, выпускник МАИ, в прошлом один из лучших спортсменов аэроклуба) и В.И.Кирсанов. Один из конструкторов «Снежинки» О.Булыгин по окончании МАИ также стал летчиком-испытателем. Летчиком облета МАИ-60 был известный пилот-испытатель С.Н.Анохин.

Планер получил высокую оценку испытателей и пилотов-планеристов, совершивших на нем несколько ознакомительных полетов, однако испытания выявили неудовлетворительный запас путевой устойчивости, недостаточную «строгость» продольного управления и некоторое запаздывание при выведении из штопора.

Преимущественное использование в технологии производства клея ВИАМ-Б3, не обеспечивающего длительную эксплуатацию планера, ограничивало применение планера МАИ-60 для спортивных полетов. От ЦК ДОСААФ поступило предложение выполнить планер в металле. Группа активных участников разработки планера МАИ-60 была награждена медалью «За лучшую научную студенческую работу», а планер передан в ЦАК им. Чкалова для подготовки спортсменов-планеристов к рекордным полетам.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-60
Размах крыла, м: 15,00
Длина, м: 5,00
Высота, м: 1,20
Площадь крыла, м: 10,70
Масса, кг
-пустого: 210
-нормальная полетная: 300
-максимальная полетная: 351
Максимальная скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое качество: 33
Скорость, соответствующая МАК, км/ч: —
Экипаж, чел: 1.

2.Планер МАИ-60

Планер МАИ-60 «Снежинка».

1.МАИ-60.

Планер МАИ-60 в полете.

3.МАИ-60. Схема.

МАИ-60. Схема.

.

.

Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ МАИ-60 «Снежинка».