Планер Ш-16.

Разработчик: Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.

Двухместный планер Ш-16 конструкции Б.Н.Шереметева был спроектирован и построен в Московском авиационном институте в 1951 году. Планер Ш-16 является спортивным, предназначенным для парящих полетов в простых метеоусловиях, как в двухместном, так и в одноместном вариантах.

Проект планера разрабатывался одновременно с проектом двухместного тренировочного планера Ш-18 и имеет с последним много общего.

По схеме планер Ш-16 — свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла большого удлинения обратной стреловидности.

Широкая средняя часть крыла и обратная стреловидность дали возможность разместить второго пилота в носке крыла, почти в центре тяжести планера.

Крыло набрано из хорошо зарекомендовавших себя планерных профилей Р-II и P-III, причем на основной части крыла поставлен более несущий профиль P-III, чтобы получить возможно меньшую скорость снижения, соответствующую большим значениям коэффициента подъемной силы. В корневой части поставлен менее несущий профиль Р-II. Между обоими профилями имеется небольшая переходная зона. Концы крыльев несколько отогнуты назад и вниз, что в связи с большим установочным углом предохраняет элерон от ударов о землю. Эти концы принимают на себя концевые пики воздушной нагрузки и тем самым уменьшают нагрузки на внешних концах элеронов, устраняя опасность их вибрации и поломки.

Продувка модели планера в аэродинамической трубе показала, что срыв потока, наступающий на больших углах атаки, начинается в центральной части крыла. При этом концевые части крыла не теряют еще подъемной силы и элероны сохраняют эффективность. Это свойство обеспечивает планер от сваливания на крыло на больших углах атаки.

Фонарь полностью входит в обвод фюзеляжа, образуя в целом фюзеляж обтекаемой формы. Однако при испытании построенного планера был выявлен плохой обзор вперед из-за большого наклона стекла козырька.

Горизонтальное оперение поставлено на фюзеляже впереди вертикального для уменьшения затенения его горизонтальным оперением при штопоре.

Колесо помещено в обтекателе несколько позади центра тяжести планера. Посадка происходит на колесо и лыжу. На хвосте имеется предохранительная опора.

Фюзеляж в поперечном сечении, включая фонарь, имеет форму правильного эллипса с отношением осей 1:2. В плановой проекции передняя часть фюзеляжа также очерчена эллиптической кривой. Такая форма оказалась не совсем удобной для размещения двух пилотов, так как носовая часть фюзеляжа в месте расположения передних педалей и ширина в плечах у второго пилота получились весьма узкими, несмотря на то, что максимальная ширина фюзеляжа равнялась 650 мм. Высота фюзеляжа велика для планера рекордного типа. Это объясняется тем, что планер был оборудован парашютами, помещенными на сиденьях.

Конструкция фюзеляжа обычная, лонжеронно-стрингерного типа. Набор состоит из 31 шпангоута, четырех лонжеронов и шести стрингеров. Фюзеляж обшит 1,5-лш фанерой. Стенки кабины обшиты внутри 1-мм фанерой и оклеены дерматином.

Стыковые узлы фюзеляжа с крылом выполнены из хромансилевой стали. В местах стыковки борта фюзеляжа и стенки шпангоутов усилены наклейкой пластинок из хромансиля толщиной 0,5 мм. Металл с деревом склеивали следующим образом. Вначале к стальным пластинам приклеивали клеем БФ-4 листы тонкой фанеры.- Склеивание и сушка производилась при высокой температуре. После этого пластины приклеивали казеиновым клеем фанерованной стороной к частям планера. Статические испытания и эксплуатация планера показали надежность этого способа.

Фонарь, состоящий из пяти частей, выполнен из 3-мм органического стекла на трубчатом сварном каркасе.

Сиденья пилотов с чашками для парашютов и спинками сделаны из дерева и фанеры с дуралюминовыми оковками.

Крыло состоит из двух консольных частей, стыкующихся в плоскости симметрии планера. Продольный набор крыла состоит из основного лонжерона, лобового стрингера, развитого у корня крыла в дополнительный лонжерон, и заднего стрингера. Полки лонжерона, воспринимающие нагрузки от изгибающего момента, набраны из сосновых планок; фанерные стенки лонжеронов толщиной от 2 до 1 мм рассчитаны на нагрузки от перерезывающих сил.

Нервюры ферменной конструкции, расположены в хвостовой части крыла через 260-200 мм; носки расставлены вдвое чаще. Лобовая часть крыла обшита фанерой толщиной от 2 до 1 мм с расположением рубашки под углом 45° к нервюрам и воспринимает крутящий момент. Конструкция лонжеронов и нервюр сходна с конструкцией таковых планера Ш-18.

Стыковые узлы, соединяющие обе консоли крыла и узлы, крепящие крыло к силовому шпангоуту фюзеляжа, смонтированы на корневых частях основного лонжерона, полки которого армированы пластинами из хромансиля, вклеенными описанным выше способом. Узлы состоят из закаленных хромансилевых башмаков. Передний стыковой узел состоит из башмаков, укрепленных на лобовом стрингере крыла.

Элероны щелевые, ферменной конструкции, подвешены на хвостиках усиленных нервюр. Вследствие большого удлинения элероны выполнены из двух частей. Носок элерона зашит фанерой, остальная часть — полотном.

Крыло снабжено интерцепторами на верхней и нижней поверхностях крыла.

Хвостовое оперение, в том числе и киль, съемное. Стабилизатор и киль двухлонжеронной конструкции, с фанерной обшивкой. Щель между стабилизатором и килем закрыта съемным обтекателем.

Рули однолонжеронные, с фанерным носком, обшиты полотном. На руле высоты установлен управляемый триммер, выполненный из дуралюмина. Кабанчик руля направления не выступает из контура руля.

Шасси состоит из лыжи и колеса. Лыжа изготовлена из ясеня с оковкой из 2-мм стали, крепится к двум усиленным шпангоутам. Лыжа имеет шнуровую амортизацию, помещенную внутри фюзеляжа.

Колесо размером 300 х 125 мм крепится на кронштейне, сваренном из листовой стали, закрыто съемным дуралюминовым обтекателем.

Управление планером смешанного типа. Ручки управления сделаны ломающимися, чтобы меньше стеснять пилотов при боковых отклонениях. При работе рулем отклоняется вся ручка, а при работе элеронами — только верхняя ее часть. Все качалки управления сварены из листовой стали и имеют коробчатое сечение.

Ножное управление осуществляется подвесными качающимися педалями Г-образной формы, регулируемыми по росту пилота.

Управление интерцепторами состоит из двух ручек на левом борту фюзеляжа и тросовой проводки в боуденовской оболочке.

Управление буксировочным замком осуществляется двумя ручками, расположенными на приборных досках.

Управление триммером тросовое, с двумя ручками на левом борту. Триммер стопорится трением в системе проводки.

На приборной доске передней кабины размещены указатель скорости, компас, высотомер, вариометр, указатель поворота и часы. На второй приборной доске установлены высотомер, указатель скорости, указатель поворота и вариометр.

Планер оборудован для ночных полетов, для чего в носовой части фюзеляжа установлена посадочная фара. На концах крыльев помещены аэронавигационные огни, в заднюю кромку руля направления вмонтирован хвостовой огонь. Для освещения приборных досок установлены кабинные лампы. Источником питания является аккумулятор типа 12А-10.

В 1953 году на XIX Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту на Ш-16 летали лучшие пилоты-планеристы.

ЛТХ:

Модификация: Ш-16
Размах крыла, м: 20,00
Длина, м: 7,77
Удлинение: 18,20
Высота, м: 2,52
Площадь крыла, м: 22,20
Масса, кг
-пустого: 391
-максимальная: 571
Максимальная скорость, км/ч:-
Макс. аэродинамическое качество: 27
Скорость, соответствующая МАК, км/ч:-
Экипаж, чел: 2.

2.Двухместный Ш-16. Схема 1.

Двухместный Ш-16. Схема 1.

3.Двухместный Ш-16. Схема 2.

Двухместный Ш-16. Схема 2.

.

.

Список источников:
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Шереметев Ш-16».