Планер ВА-3М «Сокол».

Разработчик: МАИ, Абрамов
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.

В 1951 году в соответствии с решением Совмина СССР ЦК ДОСААФ был заключен с МАИ договор на модификацию планера ВА-3/48 «Днепр» для рекордных и тренировочных полетов.

Новая модификация получила обозначение ВА-3М «Сокол». Проект этого рекордно-тренировочного планера разрабатывался студенческой конструкторской бригадой, в состав которой входили В.Киселев, А.Веревкин, С.Переверткин, И.Карпухина и другие. Кроме В.В.Абрамова, в работе над проектом участвовали многие сотрудники кафедры самолетостроения. Зав. кафедрой Н.А.Фомин осуществлял общее научное руководство; преподаватели Е.С.Войт, И.В.Качанова, В.А.Манучаров и другие являлись соавторами проектно-конструкторских работ.

Были изготовлены продувочные модели планера и выполнены исследования в аэродинамической трубе МАИ. Проект планера «Сокол» полностью отвечал летно-техническим требованиям, предъявляемым к рекордно-тренировочным планерам для тренировочных полетов в сложных метеоусловиях, для рекордных и пилотажных полетов.

«Сокол» представлял собой одноместный свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла цельнодеревянной конструкции, имевшей много общего с предыдущими планерами. Фюзеляж имел более совершенные аэродинамические формы, фонарь обеспечивал хороший обзор и вписывался в габариты фюзеляжа.

Крыло высокомеханизированное. Консоли крыла имели быстроразъемный узел стыковки.

Размах крыла 15,4 м при удлинении 19,2. Масса пустого планера 220 кг, взлетная масса 310 кг. Максимальное аэродинамическое качество 26,7 на скорости 85 км/ч.

Кабина пилота оборудована принудительной вентиляцией. Приборная доска крепилась на амортизаторах, обеспечивая надежность работы пилотажных приборов. Предусматривалась установка малогабаритной радиостанции.

Буксировочные замки были двух типов: для буксировки самолетом и для взлета с помощью мотолебедки.

Планер имел кислородное оборудование для высотных полетов — кислородный прибор КП-14.

Для обеспечения возможности парения в узких потоках применялись закрылки щелевого типа, установленные на половине размаха крыла. Планер имел интерцепторы. Статические испытания на прочность ВА-3М проводились в МАИ. В 1955 году в УПМ МАИ было построено три экземпляра планера «Сокол». В 1955-1956 годах аппарат успешно прошел заводские и государственные испытания (летчики-испытатели С.Н.Анохин и В.И.Иванов).

Для подготовки к международным соревнованиям в Польше планеры были укомплектованы радио- и кислородным оборудованием; с одного экземпляра была снята фанерная обшивка для контроля качества древесины и склейки конструкции. Результаты контроля были положительными, однако планеры «Сокол» не стали участниками соревнований. Позднее два планера «Сокол» были переданы на эксплуатацию в ЦАК им.Чкалова.

ЛТХ:

Модификация: «Сокол»
Размах крыла, м: 15,40
Длина, м: 6,22
Удлинение: 19,20
Высота, м: —
Площадь крыла, м: 12,20
Масса, кг
-пустого: 220
-нормальная полетная: 310
Максимальная скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое качество: 26,7
Скорость, соответствующая МАК, км/ч: 85
Экипаж, чел: 1.

1.Планер Сокол.

Планер ВА-3М «Сокол».

2.Сокол. Схема.

ВА-3М. Схема.

.

.

Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ, Абрамов ВА-3М Сокол».