Самолет-разведчик Р-2.
Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.
В 1923-1924 годах конструкторский отдел ГАЗ № 1 получил несколько заданий от ВВС на проектирование новых опытных самолетов. В их числе находился переходный (тренировочный) разведчик Р-II с двигателем «Maybach» мощностью 260 л.с. и корпусной разведчик P-III (Р-ЛЗ) с мотором «Liberty».
Р-II, спроектированный А.А.Крыловым, представлял собой двухместный двухстоечный деревянный биплан с использованием в конструкции металлических элементов. Он имел размах крыльев 11,9 м, площадь крыльев 35,5 м2, полетный вес 1683 кг. Самолет был построен в начале 1925 года, первый полет состоялся 10 апреля. Несмотря на удовлетворительные результаты испытаний, в серию Р-II не пошел. К этому моменту надобность в нем отпала, т.к. уже строились переходные тренировочные Р-2 с двигателем Sydney «Puma». P-III конструкции М.М.Шишмарева во многом был близок к Р-1. Для улучшения обзора нижнее крыло на нем отнесли от фюзеляжа, верхнее, наоборот, крепилось к верхнему фюзеляжному лонжерону. Предусматривалась дополнительная нижняя оборонительная точка.
P-III имел размах крыльев 12,9 м, площадь крыльев 45 м2, полетный вес 2075 кг. Согласно расчетам, предполагалась максимальная скорость 220 км/ч, потолок 5500 м. Машина была построена и летала в 1925 г. После аварии, произошедшей 8 октября того же года, аппарат находился в ремонте до февраля 1926 года. К этому моменту интерес к самолету пропал. Признавалось, что P-III «не превосходит Р-1», который уже строился массовой серией, поэтому далее этот тип не развивался.
Практически одновременно с заданием на Р-II с мотором «Maybach» решено было построить серию переходных (учебно-тренировочных) разведчиков под закупаемые в Англии рядные двигатели Sydney «Puma» мощностью 220 — 230 л.с. Задание на адаптацию планера Р-1 под этот мотор завод получил 1 апреля 1924 года, причем работа не включалась в общий план опытного строительства, а шла по отдельному заказу ВВС. Общее руководство осуществлял В.Л.Моисеенко.
Самолет поначалу назывался DH.9 с СП, затем Р-1 СП (СП — от Sydney «Puma»), а далее за ним закрепилось обозначение Р-2 (иногда писали Р-М). Внешне Р-2 напоминал английский DH.9 с тем же двигателем «Puma», бомбовое вооружение и турель на нем обычно не устанавливались. Дополнительными отличиями от боевого Р-1 были уменьшенный размер колес (750×125 мм) и использование синхронизатора ПУЛ-7 в установке курсового пулемета.
Первый опытный Р-2 поступил на аэродром 1 августа 1924 года, 15 октября машину передали для продолжения испытаний на Научно-опытный аэродром (НОА), где она находилась до 9 декабря. В отчете по испытаниям указывалось «прекрасное совпадение проектных данных с летными», самолет сочли полностью соответствующим своему назначению, и он был принят на снабжение летных школ.
Первые серийные Р-2 построили в феврале 1925 года. В период с 1925-го по 1926 год ГАЗ № 1 выпустил 130 Р-2, из которых 70 машин имели двойное управление. Есть данные о дополнительном заказе на 40 аппаратов, однако о реализации его ничего не известно.
Самолет в основном использовался в летных школах, при этом курс подготовки строился следующим образом. Поначалу учлет (по-современному — курсант) обучался полетам на У-1 (советской копии английского Авро 504К), далее пересаживался на Р-2, на котором по нормам выполнялось 28 полетов с инструктором и 40 — самостоятельно. Значительное количество полетов объяснялось их малой продолжительностью, т.к. летали исключительно «по кругу», и основными элементами обучения считались взлет и посадка. Лишь после того, как учлет выпускался самостоятельно на Р-2, его допускали к полетам на боевом Р-1, на котором предстояло выполнить 17 вывозных (с инструктором) и 33 самостоятельных полета. Пройдя весь означенный цикл на самолетах трех типов, соискатель мог рассчитывать на звание «красвоенлета», т.е. красного военного летчика.
Р-1 считался довольно сложным в пилотировании. Обучение полетам на этом весьма строгом самолете велось в 1-й Качинской, 2-й Борисоглебской и 3-й Оренбургской летных школах. В 1925 году по предложению инженера B.C.Денисова ГАЗ № 1 выпустил два улучшенных и аэродинамически облагороженных Р-2. На одном из этих самолетов, отличавшихся эллиптическим лобовым радиатором и воздушным винтом, снабженным обтекателем (коком) на втулке, в перелете Москва — Пекин участвовал летчик А.Н.Екатов.
ЛТХ:
Модификация: Р-2
Размах крыла, м: 14,02
Длина, м: 9,50
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 40,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1230
-нормальная взлетная: 1730
Тип двигателя: 1 х ПД М-5
-мощность, л.с.: 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч: 195
Крейсерская скорость, км/ч: 165
Практическая дальность, км: 660
Макс.скороподъемность, м/мин: 105
Практический потолок, м: 4500
Экипаж: 2
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета (по 350 патронов на каждый), легкие бомбы общим весом до 400 кг.
Самолет-разведчик Р-2 с двигателем Sydney «Puma».
Самолет-разведчик Р-2 с двигателем М-5.
Самолет Р-2 — участник Большого Восточного перелёта.
Посадка самолёта Р-2 экипажа А.Н.Екатова и Ф.П.Маликова на Пекинский аэродром.
Самолет Р-2 экипажа А.Н.Екатова и Ф.П.Маликова на аэродроме в Пекине.
Р-2. Перелет Москва-Пекин. Рисунок.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиация и Время. Михаил Маслов, Ленарт Андерсон. Старый служака Р-1.
Моделист-Конструктор. Михаил Маслов. Разведчик Р-1.