Самолет-разведчик Р-4.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1926 г.1.Опытный самолет Р-4.

В 1925 году появилось предложение подвергнуть конструкцию самолета Р-1 перерасчету прочности и значительным дополнительным улучшениям. Намеченные изменения начали осуществлять под руководством А.А.Крылова с 15 ноября 1925 года (по другим данным, с января 1926 года). В ходе работ объем вносимых изменений возрастал, модифицированный самолет имел несколько обозначений (корпусной разведчик Р.Л.-IV, Р-1бис, РЛ-1бис), но в конце концов за ним закрепилось название Р-4.

Его основные отличия от Р-1 были следующими:
-подача бензина осуществлялась помпой, расположенной в задней части двигателя;
-применены усиленное шасси из стальных труб с деревянными обтекателями, фюзеляж более обтекаемой формы с хвостовой частью, обшитой фанерой, лобовой радиатор закругленной формы;
-ступицу воздушного винта прикрыли коком;
-для облегчения обслуживания двигателя изменили конструкцию моторамы, а в нижней части капота установили дополнительный радиатор; педали пилота сделали регулируемыми в зависимости от длины ног.

В конце мая 1926 года самолет (с/н 3191) вывели на аэродром для испытаний, которые продолжались до сентября. Первым летчиком, поднявшим Р-4 в воздух, стал М.А.Снегирев. В середине октября машину передали в НИИ ВВС, где испытания велись до марта 1927 года. Затем ее вернули на завод № 25, в сектор опытного самолетостроения (ОСС) ЦКБ, возглавляемый Н.Н.Поликарповым, для доводки.
Летом 1927 года между Авиатрестом (в основном, в лице Поликарпова) и руководством ВВС велись переговоры об изменениях, которые следовало внести в самолет. Основными недостатками Р-4 считались большой вес конструкции, снижавший полезную нагрузку и слишком задняя центровка. Последнюю удалось изменить путем перестановки двигателя М-5 на 150 мм вперед и на 30 мм вниз, однако для уменьшения массы требовалось переконструировать и построить новый фюзеляж. Пока шло обсуждение этих вопросов, наступил 1928 год и актуальность Р-4 заметно снизилась — на подходе уже был Р-5. Опытный Р-4 применялся в НИИ ВВС до своего списания в декабре 1930 года. Большинство опробованных на нем улучшений, начиная с 1928 года, использовали производстве самолетов Р-1.

ЛТХ:

Модификация: Р-4
Размах крыла, м: 14,02
Длина, м: 9,33
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 45,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1450
-нормальная взлетная: 2200
Тип двигателя: 1 х ПД М-5
-мощность, л.с.: 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч: 198
Крейсерская скорость, км/ч: 166
Практическая дальность, км: 700
Скороподъемность, м/мин: 203
Практический потолок, м: 4760
Экипаж: 2
Вооружение: два 7,62-мм пулемета (по 350 патронов на каждый)
Бомбовая нагрузка: легкие бомбы общим весом до 400 кг.

3.Схема Р-4.

Р-4. Схема. 

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Михаил Маслов, Ленарт Андерсон. Старый служака Р-1.
Крылья Родины. И.Спивак. Р-4 Неизвестный самолет Поликарпова.
Моделист-Конструктор. Михаил Маслов. Разведчик Р-1.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.