Фронтовой самолет-разведчик МиГ-21Р.

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.

Разработка разведчика Е-7Р (в документах МАПа он будет обозначен как МиГ-21Р) началась в 1963 году на базе МиГ-21ПФ в соответствии с октябрьским постановлением правительства и приказом ГКАТ от 19 ноября. Планировалось дооборудовать МиГ-21ПФ унифицированными контейнерами с аппаратурой фото и радиотехнической разведки. В том же году ОКБ-155 отправило на завод № 21 эскизный проект машины. На заводе разработали рабочие чертежи, изготовили подвесной контейнер и произвели дооборудование серийного МиГ-21ПФ.

Первые разведчики №№ 940724 и 940735 переоборудовали из серийных МиГ-21ПФМ (тип 94) усилиями, как уже говорилось, серийного завода № 21 и опытного завода № 155. Разведывательная аппаратура устанавливалась в специальном подвесном контейнере в трех вариантах: для дневной, ночной и радиоразведки. В начале 1965 года самолет № 940724, оборудованный контейнером для дневной фоторазведки, передали на государственные испытания. Контейнер, оснащенный аэрофотоаппаратом УАФА-47 и фотопатронами, предназначался для выполнения маршрутной фотосъемки.

Окончательный облик МиГ-21Р приобрел позже, когда на нем установили накладной 340-литровый топливный бак. Полный запас топлива во внутренних баках достиг 2800 литров. Доработали и крыло, добавив четыре узла подвески. В таком варианте разведчик мог нести 490-л подвесные топливные баки. По левому борту в носовой части фюзеляжа установили датчик угла атаки, информация от которого поступала в автопилот АП-155 и на индикатор, расположенный на приборной доске летчика. Приемник воздушного давления, ранее установленный в плоскости симметрии самолета, сместили вправо, что улучшило обзор. По правому борту фюзеляжа перед кабиной установили резервный приемник воздушного давления. Бортовая аппаратура разведчика включала приемник предупреждения об электромагнитном облучении СПО-3; сохранилась РАС ЦД-30. Были и другие, более мелкие изменения.

Машина стала одной из первых среди разведчиков в советских ВВС, на которой наряду с оптическими применили электронные средства.

Под фюзеляжем МиГ-21Р на специальном обтекаемом держателе устанавливался контейнер со спецоборудованием. В контейнерах, устанавливаемых вместо ПТБ, размещалось оборудование в следующих вариантах:
-«Д» — для дневной фоторазведки — фотоаппараты для перспективной съемки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съемки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
-«Н» — для ночной фоторазведки — фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
-«Р» — для радиотехнической разведки — аппаратура «Ромб-4А» и «Ромб-4Б», фотоаппарат АФА-39 для контроля;
-станция активных помех «Сирень»;
-аппаратура для забора проб воздуха;
-аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.

Проводились летные испытания контейнеров:
-с аппаратурой телевизионной разведки ТАРК и линией передачи информации на наземный пункт;
-с аппаратурой круглосуточной разведки «Шпиль» с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
-с аппаратурой инфракрасной разведки «Простор»;
-с аэрофотоаппаратами, полученными из Египта, для съемки с особо малых высот (арабские пилоты освоили технику пилотирования на особо малых высотах — около 10 м, при которых отечественные фотоаппараты, рассчитанные на другие величины минимальной высоты, при плановой съемке не обеспечивали требуемого качества).

Вооружение разведчика состояло из двух ракет ближнего боя Р-3С или блоков УБ-16-57У (УБ-32) с неуправляемыми ракетами. Для уничтожения наземных целей подвешивались крупнокалиберные НУР типа С-24 или две бомбы. Подвесные баки обычно крепились на внешних пилонах. Внутренние пилоны для подвески вооружения часто снимались, что позволяло увеличивать продолжительность полета, а следовательно, и объем информации, доставляемой разведчиком.

Опытный самолет облетали, видимо, в Горьком и в последний день 1964 года предъявили на государственные испытания. А в начале 1966 года сборочный цех горьковского авиазавода покинул головной серийный разведчик МиГ-21Р (№ 030101). Кроме разведывательного оборудования на нем предусматривалось размещение такого же вооружения, как и на истребителе, за исключением пушечной гондолы ГП-9.

В 1966 году завод в Горьком сдал заказчику 66 разведчиков и в том же году перешел на выпуск истребителя МиГ-21С, на который перекочевали крыло с четырьмя узлами подвески и накладной 340-литровый топливный бак.

МиГ-21Р постоянно модернизировались: в частности, на подвижных частях фонаря кабины пилота были установлены зеркала обзора задней полусферы Ц-27АМШ. Самолеты комплектовались разведывательными контейнерами, отличавшимися составом аэрофотоаппаратуры, а также контейнерами с аппаратурой РЭБ на концах крыла. Завод № 21 в Горьком строил МиГ-21Р как для ВВС Советского Союза, так и на экспорт. Серийное производство продолжалось с 1965-го по 1971 год. В НАТО самолет МиГ-21Р получил наименование «Fishbed-H».

МиГ-21Р широко использовались в ходе войны в Афганистане. К январю 1980 года на аэродроме Баграм базировалась эскадрилья 87-го отдельного разведывательного авиаполка (орап), включавшая десять машин этого типа. Кроме них для разведки в Афганистане привлекались МиГ-21Р из 263-й отдельной авиационной эскадрильи тактической разведки (оаэтр), оснащенные контейнерами с ночным или дневным фотооборудованием, телевизионным комплексом ТАРК-2 и аппаратурой радиотехнической разведки. В 1980 году экипажи 263-й оаэтр выполнили 2708 боевых вылетов, позволивших выявить не только пути продвижения и районы дислокации моджахедов, но и вскрыть сеть РАС на территории Пакистана.

Модификации:
Е-7/8 — прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта.
МиГ-21Р («изделие 94Р») — серийный разведчик.
МиГ-21РФ — экспортный.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-21Р
Размах крыла, м: 7,154
Длина самолета, м: 14,10
Высота самолета, м: 4,125
Площадь крыла, м2: 23,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5350
-нормальная взлетная: 8100
-топлива: 2320
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс
-нефорсированная: 1 х 3950
-форсированная: 1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 1700
-у земли: 1150
Практическая дальность действия, км
-с ПТБ: 1600
-без ПТБ: 1300
Практический потолок, м: 15100
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,0
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 УР ближнего боя Р-3С или 2 ПУ УБ-16-57У (УБ-32); НУР типа С-24 или 2 бомбы.

1.Прототип МиГ-21Р (E-7Р).

Прототип МиГ-21Р — E-7Р.

2.Прототип МиГ-21Р (E-7Р)

Прототип МиГ-21Р — E-7Р.

3.Один из первых серийных МиГ-21Р.

Серийный МиГ-21Р с контейнером «Д».

4.МиГ-21Р последних серий с контейнером Д.

МиГ-21Р с контейнером «Д».

5.МиГ-21Р последних серий с контейнером Д в полете.

МиГ-21Р с контейнером «Д» в полете.

6.МиГ-21Р ВВС ЧССР.

МиГ-21РФ ВВС ЧССР.

7.МиГ-21Р ВВС ЧССР. 2

МиГ-21РФ ВВС ЧССР.

8.МиГ-21Р ВВС ПНР.

МиГ-21РФ ВВС ПНР.

9.Кабина пилота МиГ-21Р.

Кабина пилота МиГ-21Р.

mig-21rf-vvs-egipta-risunok

МиГ-21РФ ВВС Египта. Рисунок.

11.МиГ-21РФ ВВС Египта. Рисунок.

МиГ-21РФ ВВС Египта. Рисунок.

12.МиГ-21Р. Схема.

МиГ-21Р. Схема.

.

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Перехватчики и разведчики.
Сайт «Уголок неба». 2009 страница: «Микоян, Гуревич МиГ-21Р».