Самолет целеуказания Ту-16РМ.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.
С поступлением на вооружение ракетного комплекса Ту-16К-16 в 1962 году стало очевидным, что самолёт Ту-16Р не способен обеспечивать работу комплекса уже потому, что дальность обнаружения надводных целей с помощью его РЛС оказалась меньше дальности пуска ракет КСР-2, достигавшей 180-200 км. В связи с этим возникла необходимость модернизировать Ту-16Р.
Модернизированный в 1965 году самолёт Ту-16Р получил обозначение Ту-16РМ-2. Он имел ряд отличий от базового самолёта.
Радиолокационную станцию РБП-4 (РБП-б) заменили на более совершенную «Рубин-1», однотипную с установленной на самолётах-ракетоносцах Ту-16КСР-2. Она обеспечивала обнаружение крупных кораблей на удалениях до 200-240 км в зависимости от метеорологических условий и состояния поверхности моря.
Носовую пушку АМ-23 и всё штатное бомбардировочное оборудование, включая оптический синхронно-векторный прицел ОПБ-112 — демонтировали.
Для надёжного закрытия створок грузового отсека пришлось уменьшить их высоту. Вырез в створках под входным люком подвесной гермокабины удлинили и установили площадку с пеленгатором антенны СРС-4 («Квадрат-2»). На створках грузолюка закрепили ненаправленную и секторные антенны станции СРС-4, заменившей станцию СРС-1.
Подвесную гермокабину с самолёта сняли, а количество аэрофотоаппаратов уменьшили до двух.
Дальность и продолжительность полёта разведывательного самолёта имеет немаловажное значение, а поскольку более экономичный двигатель так и не появился, пошли по испытанному пути — увеличили заправку топливом. Между шпангоутами № 35 и № 42 поместили контейнер с дополнительным мягким топливным баком на 7000 л, доведя тем самым емкость топливной системы самолёта до 51000 л.
Кроме того несколько обновили состав радио и пилотажно-навигационного оборудования: установили доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, бортовой комплекс радионавигационной системы ближней навигации РСБН-2С, заменили радиовысотомеры и др.
Экипаж самолёта удалось сократить на одного человека, что считалось очень важным, поскольку увеличение численности кадровыми органами всегда воспринимается неоднозначно (правда, если увеличивалась их численность, то отрицательных эмоций у руководства не возникало). Обязанности по обслуживанию станции радиотехнической разведки СРС-4 в полёте возложили на штурмана-оператора.
Радиус полёта самолёта Ту-16РМ-2 увеличился на 700 км и достиг 3200 км, с одной попутной дозаправкой — 4200 км.
Таким образом самолёт Ту-16РМ-2 с его оборудованием мог вести разведку, выполнять наведение и целеуказание в интересах частей, вооруженных ракетными комплексами Ту-16КС, Ту-16К-16, Ту-16К-11-16. Причём, последние два являлись дальнейшим развитием первой ракетной системы и многое от неё унаследовали. Но количество подобных ракетных комплексов в морской авиации продолжало сокращаться и оставалось их уже немного, а большинство частей переучивалось на принятый в 1960 году на вооружение ракетный комплекс Ту-16К-10 с дальностью пуска ракет 220 км, впоследствии увеличенной до 325 км.
Для пуска ракет по целям с такой дальности выполнена основательная доработка радиолокационной станции носителя «ЕН», существенно повысившая её энергетический потенциал: дальность обнаружения крупных кораблей возросла с 320 до 450 км.
Таким образом, вновь обозначилась диспропорция между возможностями РЛС самолётов Ту-16Р и Ту-16РМ-2 по обнаружения морских целей и более совершенными РЛС последних ракетоносцев. Естественным выходом из создавшегося положения было создание разведывательного самолёта, обеспечивающего обнаружение морских целей и целеуказание в интересах применения ракетных систем Ту-16К-10СД.
Опыт работы показывал: наведение и целеуказание упрощаются и достигается большее взаимопонимание, если разведчик и ударные самолёты имеют РЛС с одинаковыми характеристиками. И единственно правильное решение в создавшихся условиях, связанное с наименьшими затратами, доработать под разведывательный самолёт ракетоносец Ту-16К.
Переоборудование ракетоносца в разведывательный самолёт означало вывод его из ударных, что всегда встречало сопротивление Генерального штаба, изображающего из себя ревнителя боевых возможностей, но на деле плохо представляющего, в чем они состоят. В конечном итоге решение приняли и самолёты Ту-16К доработали на ремонтных предприятиях авиации ВМФ, после чего самолет получил название Ту-16РМ-1. В данном случае буква «Р» не означает преемственность от самолета Ту-16Р.
При переоборудовании с самолета сняли балочный держатель ракеты К-10 и все оборудование, необходимое для подвески, контроля и применения ракеты.
В грузолюке установили контейнер с дополнительным мягким баком, таким, как и на самолете Ту-16РМ-2, емкостью 7000 л. После этого емкость топливной системы самолета возросла до 48000 л. Радиус полета без дозаправки достиг 3200 км, а продолжительность возросла до 7 ч. 45 мин.
Самолет Ту-16К уже имел подвесную гермокабину для оператора. Ее оставили на месте, но все оборудование станции «ЕН», относящиеся к носителю — сняли и установили этажерки с блоками станции радиотехнической разведки СРС-1М, а ее пеленгационные антенны, закрытые радиопрозрачными обтекателями, установили под фюзеляжем.
В первой кабине на рабочем месте штурмана разместили блоки поисковой РЛС «ЕН-Р» с мощностью в импульсе порядка 180 квт, обеспечивающей обзор в передней полусфере 170°. Дальность обнаружения крупных надводных кораблей с ее помощью достигала 480 км. Отличительная особенность модернизированной станции состояла в наличии специального блока, получившего название устройство выделения главной цели (УВГЦ.) с помощью которого удавалось определить положение наиболее важного объекта, которым традиционно считался авианосец, обеспечивающий боевую устойчивость группы (соединения).
Система оборонительного стрелкового вооружения осталась такой же, как и на Ту-16РМ-2. Экипаж самолета состоял из шести человек, штурман самолета являлся и оператором бортовой станции «ЕН-Р». В состав силовой установки самолета входили два двигателя РД-3М.
Таким образом к середине 70-х годов возможности получения более достоверной разведывательной информации о надводной обстановке, наведения и целеуказания в интересах нанесения удара различными авиационными ракетными комплексами значительно возросли.
Самолёты Ту-16РМ-1 существенно повысили возможность обеспечения МРА.
Первое качество разведывательной авиации — способность в короткое время обследовать значительные по площади районы приобретало особое значение, когда командование ВМФ интересовалось организацией и ходом маневров с участием ВМС США и НАТО, принимая во внимание, что расстояние между отдельными группировками могло достигать несколько десятков миль. Особую озабоченность (у Главного штаба ВМФ) вызывала проблема раннего обнаружения и слежения за АМГ, Именно эту задачу морская авиация до поступления на её вооружение дольних разведывательных самолётов Ту-95РЦ не решала, и приходилось рассчитывать на помощь дальней авиации.
В качестве примера можно привести действия ВВС СФ, которые производили разведку и обозначали «удар» по кораблям НАТО, участвующим в маневрах «Фолекс-64». События развивались в следующей последовательности: до выхода группировки кораблей в Норвежское море за ней вели наблюдение самолёты Ту-95 дальней авиации (координаты они получили от корабля слежения), а затем его продолжил Ту-16РМ-1. Работу корабельной РЛС экипаж самолёта Ту-16РМ-1 обнаружил с помощью аппаратуры РТР. Направление на цель и примерное расстояние до неё экипаж передал самолётам-разведчикам Ту-16Р и другим адресатам. На удалении от кораблей 450-460 км экипаж Ту-16РМ-1 установил контакт с АУГ с помощью РЛС «ЕН-Р». Уточненные исходные донные передавались ведущим тактических групп (доразведки, демонстративной, ударной), что обеспечивало возможность выхода на цели с заданных направлений в назначенное время.
Некоторое представление о росте возможностей Ту-16РМ-1 дает то обстоятельство, что подготовленный экипаж обеспечивал наведение на корабли одновременно пяти Ту-16Р и двух демонстративных групп самолётов-ракетоносцев. В процессе сближения тактических групп с кораблями НАТО экипаж самолёта Ту-16РМ-1 продолжал непрерывное наблюдение за кораблями, не приближаясь к ним ближе 420-430 км.
Поступление самолётов Ту-16РМ-1 в 317 осап ВВС ТОФ способствовали существенному повышению объёма получаемой информации о надводной обстановке.
ЛТХ:
Модификация: Ту-16РМ
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37730
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 992
-крейсерская: 842
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3050
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 6
Вооружение: 6 х 23-мм пушек АМ-23.
Ту-16РМ на стоянке.
Ту-16РМ на стоянке.
Ту-16РМ-1 на стоянке.
Ту-16РМ на взлете.
Ту-16РМ на взлете.
Ту-16РМ на взлете.
Ту-16РМ-1 в полете.
Ту-16РМ в полете.
Дозаправка Ту-16РМ от Ту-16З.
Пара Ту-16РМ и F-16 ВВС США.
Ту-16РМ. Рисунок.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Авиация. Анатолий Артемьев. Морские разведчики Туполева.
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Авиация и Космонавтика. Анатолий Артемьев. Крылья над морем.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.