Стратосферный самолет БОК-7.
Разработчик: БОК
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.
Облик стратосферного самолета сформировался в БОКе еще во время работы над гондолой стратостата «СССР». В апреле 1934 года Чижевский выступил на Всесоюзной конференции по изучению стратосферы. В своем докладе он сформулировал основные требования к высотному самолету с герметичной кабиной и сразу вслед за этим предложил проект первого в СССР стратосферного самолета БОК-1 (СС). На этой машине предполагалось провести на больших высотах аэродинамические исследования, отработать гермокабину и выводы наружных органов управления, проверить возможности двигателя.
Проектирование этого аппарата началось в январе 1935 года. БОК-7 создавался с учетом опыта, накопленного при создании БОК-1, поэтому поначалу считался модификацией этой первой машины. Определялся как стратосферный разведчик (СР), способный вести аэрофотосъемку с высоты 14-16 км. В связи с военным предназначением указывалось вооружение: бомбы 400 кг, 2 пулемета ШКАС в крыле и два пулемета ШКАС для обороны задней полусферы.
В 1937 году, когда было решено построить два экземпляра БОК-7, используются другие определения его назначения: 1-й экземпляр – для установления рекорда высоты, 2-й экземпляр – военный (по отношению к нему короткое время применялось обозначение БОК-8). Конструкция подобная БОК-1, но несколько увеличенных размеров. Герметическая кабина регенерационного типа, встроенная в фюзеляж. Шасси неубираемое, по первоначальному проекту стойки и колеса заключены в обтекатели «штаны».
До середины 1938 года постройка БОК-7 велась на заводе № 35 в Смоленске. Затем, в связи с переводом Бюро особых конструкций в КБ-29, недостроенный самолет перевезли в подмосковные Подлипки. В сентябре 1938 года сюда доставили двигатель АМ-34ФРН, после чего приступили к окончательным монтажам машины. 20 декабря 1938 года все работы по самолету завершились и 28 декабря БОК-7 совершил первый небольшой подлет по прямой. Затем последовали доработки, в ходе которых решили установить более совершенный двигатель АМ-35ТК. На практике машину оснастили дизелем АН-1РТК. Весной 1939 года, еще до наступления полноценных полетных испытаний, БОК-7 решили использовать для тренировок дальнего беспосадочного перелета, поэтому 24 мая 1939 года последовало решение о передаче самолета в распоряжение летчика М.М.Громова.
Дата первого полноценного полета БОК-7 автором не обнаружена, однако известно, что в июле 1939 года личный состав КБ-29 премировали за первый вылет БОК-7. Главный конструктор КБ-29 Н.Н.Каштанов в качестве вознаграждения получил 1,5 денежных оклада.
Что было дальше? Известно, что по причине несовершенства двигателей АН-1РТК полеты на БОК-7 совершались эпизодически, тем более что при плохом обзоре из пилотской кабины самолет мало годился для выполнения продолжительных полетов в облаках и в условиях плохой видимости.
Летом 1940 года БОК-7 вместе с другими высотными «БОКами» базировался на аэродроме 8-го отдела ЦАГИ в Раменском. Именно в этот период самолет использовался при проведении съемок художественного фильма «Валерий Чкалов» в роли… АНТ-25. Интересно, что останки самолета со следами «киношной» деятельности долго еще находились на самолетном кладбище. По воспоминаниям старожилов, в конце войны на окраине аэродрома в Раменском (аэродром ЛИИ в г. Жуковском) находился фюзеляж неизвестного самолета с полустертой надписью «Сталинский маршрут».
ЛТХ:
Модификация: БОК-7
Размах крыла, м: 34,00
Длина, м: 12,90
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 87,00
Масса, кг
-пустого самолета: 3600
-нормальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД М-34ФРН (2ТК)
-мощность, л.с.: 1 х 890
Максимальная скорость, км/ч: 350
Практическая дальность, км: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 15200
Экипаж, чел: 2.
Самолет БОК-7 с дизельным двигателем АН-1РТК.
БОК-7 в роли АНТ-25 в кинофильме «Валерий Чкалов».
БОК-7 в роли АНТ-25 в кинофильме «Валерий Чкалов».
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Наука и Жизнь. Николай Якубович. Прорыв в стратосферу.
М.А.Маслов. Утерянные победы советской авиации.