Самолет-заправщик Ил-78М.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Ил-78М — самолет-заправщик, разработанный в АНТК Ильюшина на базе самолета-заправщика Ил-78. Первый полет состоялся 3 июля 1987 года. В фюзеляже установлены два съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом размещены подвесные унифицированные заправочные агрегаты УПА3-1А, обеспечивающие дозаправку методом шланг — конус (оборудование этого типа может монтироваться и на других самолетах, в частности на бомбардировщиках Су-24).

Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60000 — 65000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

Допускается одновременная дозаправка одного самолета (класса тяжелый бомбардировщик) с подфюзеляжного заправочного агрегата или двух самолетов класса МиГ-31 или Су-24 с подкрыльевых заправочных агрегатов. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков 57720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85720 кг, производительность при раздаче топлива 900-2200 л/мин (в зависимости от выбранного режима дозаправки). В хвостовой части самолета на месте кабины стрелка расположено рабочее место оператора дозаправки, оснащенное оптической системой заднего обзора. Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолетов при дозаправке. Находится на вооружении ВВС России. Строится серийно на Ташкентском авиазаводе.

ЛТХ:

Модификация Ил-78М
Размах крыла, м 50,50
Длина самолета, м 46,59
Высота самолета, м 14,76
Площадь крыла, м2 300,0
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета 98000
-максимальная взлетная 210000
Внутренне топливо, л 118000
Тип двигателя 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117,70
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 7
Максимальная нагрузка: 85720 кг топлива,
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 57720 кг топлива, фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

1.Ил-78М заходит на посадку.

Самолет-заправщик Ил-78М заходит на посадку.

2.Ил-78М после взлета.

Ил-78М после взлета.

3.Ту-160 готовится к дозаправке от самолета-запращика Ил-78М.

Ту-160 готовится к дозаправке от самолета-запращика Ил-78М.

4.Дозаправка двух истребителей-перехватчиков МиГ-31 от самолета-заправщика Ил-78М.

Дозаправка двух истребителей-перехватчиков МиГ-31 от самолета-заправщика Ил-78М.

Ту-142МР имитирует дозаправку от Ил-78М. Парад в день ВМФ России 2017 г. Фото / Валерий Смирнов.

Ил-78М во время дозаправки. Фото / Евгений Лебедев.

Ил-78М на рулежке.

5.Ил-78М на рулежке.

Ил-78М на рулежке.

6.Ил-78МКИ ВВС Индии заходит на посадку.

Ил-78МКИ ВВС Индии заходит на посадку.

7.Ил-78М. Фюзеляжный УПАЗ, заправочный шланг размотан.

Ил-78М. Фюзеляжный УПАЗ, заправочный шланг размотан.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. А.Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения.
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-78М Самолет-заправщик.