Проект истребителя танков ИТ.

Разработчик: С.А.Кочеригин
Страна: СССР
Проект 1939 г.

Изначально конструкторский коллектив, под руководством Сергея Алексеевича Кочеригина, работал над проектом истребителя танков (ИТ) в расчете на, разрабатываемый ОКБ завода № 29, двигатель М-90. Предварительные разработки и данные натурных продувок капота, под этот двигатель, с различным диаметром входного отверстия были проведены на одномоторном истребителе Н.Н.Поликарпова И-185. Тогда в процессе исследований в трубе Т-106 ЦАГИ входные параметры и, в частности, диаметр центрального входа менялся в следующих пределах: 300, 350 и 500 мм. Для проекта ИТ С.А.Кочеригин воспользовался средним значением и именно его положил в основу работы над самолетом.

Однако двигатель М-90, имевший хорошие заявочные характеристики мощности и удельного веса, так и не был отработан и доведен до кондиции. Его стендовые испытания завершились уже в эвакуации. В 1943 году была постепенно доведена до максимума взлетная мощность этого мотора — 1750 л.с. У более поздней модификации этого мотора М-90Ф взлетная мощность достигала 2080 л.с. Однако приемлемой надежности от двигателя добиться не удалось.

ИТ с двигателями М-90. Схема.

В довоенном 1940 году об этих данных могли только мечтать, и ОКБ Кочеригина занялось поиском замены несуществующих двигателей, чтобы ИТ смог бы полететь в указанные сроки к весне 1941 года. Для замены были выбраны двигатели водяного охлаждения АМ-37 конструкции А.А.Микулина, а первый вариант аппарата остался в проекте вместе с недоведенным М-90.

9 сентября 1940 года Сергей Алексеевич Кочеригин подписал эскизный проект четырехместного двухмоторного истребителя танков ИТ-2АМ-37. Предполагалось что разрабатываемый самолет сможет также вести борьбу с тяжелыми бомбардировщиками, разведчиками, будет иметь некоторый потенциал для борьбы с истребителями противника, не исключалось его применение по морским целям.

По своей аэродинамической компоновке ИТ был среднепланом с прямым крылом и разнесенным вертикальным оперением на концах стабилизатора. В этом аппарате был предложен максимум механизации крыла и фюзеляжа. Конструкция самолета была задумана цельнометаллической. Крыло имело прямую переднюю кромку с предкрылками на наибольшей длине консолей с использованием части размаха центроплана. Задняя кромка была образована взлетно-посадочной механизацией, состоящей из шести секций закрылков по всему размаху и плавающими элеронами, которые могли выполнять функции щитков-закрылков на взлете и посадке.

Фюзеляж должен был набираться из 14 основных шпангоутов эллиптического сечения и 8 вспомогательных шпангоутов- диафрагм для местного поддержания обшивки сверху и снизу корпуса. Передняя часть фюзеляжа имела ферменную конструкцию, базируемую от каркаса и имела превосходное остекление для передне-бокового обзора трех членов экипажа, находящихся в передней части фюзеляжа.

ИТ с двигателями АМ-37. Схема.

Фюзеляж не должен был иметь выступающих частей и надстроек для достижения наибольшей скорости полета 680-700 км/ч. В передней застекленной части фюзеляжа с пулеметом ШКАС находился штурман-стрелок. Далее был размещен орудийный отсек с четырьмя пушками ШВАК, а внизу на сменном блоке были установлены два 37-мм орудия 11П-37 (в серии — НС-37), с боезапасом по 50 снарядов на ствол, или две пушки 111П калибра 45 мм, с боезапасом по 40 снарядов на ствол. Еще два пулемета ШКАС были у стрелка в задней части корпуса. Один пулемет находился в верхнем проеме, а другой — в нижней опускающейся кабине. Фонарь кабины летчика также был подвижным в вертикальной плоскости и мог подниматься вместе с пилотом для обеспечения ему кругового обзора. Опускающаяся кабина нижнего стрелка была выполнена как на самолете АНТ-7. В состав вооружения входил еще один пулемет ШКАС, расположенный в подвижном фонаре летчика для защиты с задней полусферы.

Радист был расположен под лонжеронами центроплана крыла в положении задом-наперед, и для его головы был обеспечен боковой обзор в зоне верхней турели. Бортовой стрелок занимал свое место через верхний люк и по необходимости в бою мог занять лежачее положение для ведения оборонительного огня из хвостового пулемета ШКАС.

Топливные баки были размещены в передней части крыла и в дополнительной емкости между лонжеронами центроплана и двигателями (за водорадиаторами у самолета ИТ-2АМ-37) и за их пределами до стыковых нервюр центроплана и консолей.

С началом войны ОКБ С.А.Кочеригина все работы по проектам вынуждено было прекратить.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: ИТ-2М-90 / ИТ-2АМ-37
Начало разработки: 1939 г. / 1940 г.
Вес, кг
— взлетный: 6984 / 7000
— пустого: 5190 / 5210
— топлива: 1600 / 1750
Площадь крыла, м2: 34,785 / 34,785
Двигатели: 2 х ПД М-90 / 2 х ПД АМ-37
Мощность, л.с.
— взлетная: 2 x 1750 / 2 x 1400
— номинальная на Н=5700 м: 2 x 1425 / 2 x 1250
Макс. скорость, км/ч
— у земли 580 / 510
— на Н=5700 м: 690 / 624
Время набора Н=5000 м, мин: 5,0 / 6,0
Потолок практический, м: 10000 / 11000
Дальность полета, км: 1500 / 1700
Длина разбега, м 430 / 460
Длина пробега, м 485 / 480

.

.
Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика» № 10 за 2000 г. Коллекция «Тяжелые истребители». И.Султанов. ИТ-2 АМ-37.
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.