Проект штурмовика Су-14.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Проект 1948 г.

В 1948 году в ОКБ П.О.Сухого проводились изыскания по бронированным штурмовикам с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассматривались варианты и с мощными поршневыми двигателями. Такая же работа проводилась и в ОКБ С.В.Ильюшина.

Осенью 1948 года некоторые результаты этих наработок были представлены для рассмотрения в МАП, где уже полным ходом шло обсуждение проекта плана опытного самолетостроения на 1949-1950 годы. Одной из тем плана-заявки ВВС предусматривалось создание «Бронированного штурмовика с управляемым пушечным вооружением с поршневым двигателем». МАП, учитывая наработки ОКБ П.О.Сухого и С.В.Ильюшина, ответило на предложение ВВС двумя реактивными штурмовиками: Ил-20 С.В.Ильюшина с ТВД и самолетом под шифром «Н» (Су-14) П.О.Сухого с ТРД.

В ноябре заместитель председателя Авиационно-технического комитета (АТК) ВВС (с июня 1956 года — Научно-Технический Комитет ВВС) генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин представил Главкому ВВС, заместителю министра обороны СССР А.К.Вершинину свои соображения по данному предложению:
«… 1. Штурмовик с ВК-1. Создание штурмовика с ТКРД представляет большой экспериментальный интерес.
Проект т. Сухого удовлетворяет ТТТ ВВС по диапазону скоростей, бомбовой нагрузки и оборудованию. Не удовлетворяет по:
Разбегу (850 м вместо 550 м), дальности (1000-1200 км вместо 1200-1700 км), вооружению (4хНР-23 вместо 6хНР-23).
Этот самолет включен МАП в проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг.
Целесообразно поддержать предложение т. Сухого при условии увеличения числа стволов передних управляемых пушек с 4 до 6, при этом возможно уменьшить б/запас на каждую пушку с 250 до 150 патронов и вместо двух пушек на задней установке оставить одну 23 мм.
2. Штурмовик с ВК-2.В проект плана на 1949-50 гг. МАП включило предложение т. Ильюшина — бронированный экспериментальный штурмовик с ТВД ВК-2, удовлетворяющий ТТТ ВВС. Для ВВС желательно, чтобы эта тема дублировалась также т. Сухим, однако МАП против этого.
Проект т. Сухого по своим данным удовлетворяет ТТТ ВВС, но требует уточнения компоновки (вопрос с V-образным оперением, нагрузка на крыло 250 кг/м2, шасси с хвостовым колесом и т.д.)…»

Резолюция А.К.Вершинина:
«т. Пономареву. Все же мне думается, что наряду с проектами штурмовика с реактивным и турбовинтовым двигателем (последний реальнее) нужно делать и с поршневым. Крайне желательно более подробно заняться типом штурмовика с двигателем Добрынина. Продумайте и доложите».
К февралю 1949 года проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. по разделу «Штурмовики» предусматривал спроектировать и построить:
«… 1. Экспериментальный бронированный штурмовик с управляемым пушечным вооружением с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого
— экипаж — 2 чел.;
— диапазон скоростей горизонтального полета на высоте 3000 м — 275-800 км/ч;
— время подъема на высоту 3000 м — 4 мин;
— разбег — 850 м; с ускорителями — 500 м;
— пробег — 600 м;
— дальность полета (V=500 км/ч, Н=3000 м, 400 кг бомб) нормальная — 1000 км; с подв. баками — 1200 км;
— практический потолок — 12000 м;
— вооружение вперед 6×23 (управляемые), назад-вверх — 1 x 23; предусмотреть 6 х ОРО-132.
Срок предъявления на ГИ — сентябрь 1950 г…»

Последующие полгода проект плана несколько раз перерабатывался, согласовывался в различных инстанциях, и в окончательном виде предусматривал:
«… По ОКБ конструктора т. Сухого а) утвердить разработку и строительство опытного реактивного штурмовика с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого, со следующими данными:
— диапазон скоростей горизонтального полета на Н=1500 м — 800-275 км/ч;
— время подъема на Н=1500 м — 2 мин.;
— дальность полета на Н=1500 м при V=500 км/ч с 400 кг бомб — 900 км; с подвесными баками — 1100 км;
— разбег без ускорителей — 850 м; с ускорителями — 500 м;
— бомбовая нагрузка нормальная — 400 кг;
— максимальная — 1000 кг;
— вооружение вперед — 6 x 23; назад-вверх — 1 x 23; предусмотреть установку 6 х ОРО132;
— радиолокационное оборудование ответчик опознавания — «Барий-М»; аппаратура наведения на наземные цели — «Медиана-Призма» (предусмотреть установку);
— экипаж — 2 чел.
Самолет предъявить на ГИ в сентябре 1950 г…»

5 ноября 1949 года на заседании АТК ВВС по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51 гг.», докладчик — генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин отметил, что:
«… В 1948 году ВВС имея главной целью повышение скорости штурмовиков и достижения наиболее возможного увеличения диапазона скоростей их, включили в план-заявку задание на штурмовик с турбокомпрессорным двигателем и штурмовик с ТВД. Первый тип был принят для разработки т. Сухим, но это задание еще не утверждено правительством, поэтому включено в план-заявку на 1950-51 гг…»

В заводском отчете за 1949 год в разделе «Выполнение тематических работ» отмечалось, что по двухместному штурмовику Су-14 «… было проведено проектирование самолета в различных вариантах. Техническая готовность проекта на 1.01.50 г. составляет 40%. Изготовлен макет и модели…»

14 ноября 1949 года постановлением правительства ОКБ П.О.Сухого было ликвидировано, работы по самолету-штурмовику Су-14 — прекращены. В декабре 1949 года в своем обращении к заместителю председателя Совета Министров СССР Н.А.Булганину, Главком ВВС генерал-полковник авиации П.Ф.Жигарев писал:
«В связи с расформированием по решению правительства ОКБ тов. Сухого, прекратилось выполнение нескольких работ, представляющих интерес для ВВС. Прошу Ваших указаний МАП т. Хруничеву: — передать задание на предварительное проектирование бронированного штурмовика с двигателем ВК-1, над которым работало ОКБ т. Сухого, другому КБ…» Это пожелание Главкома ВВС осталось невыполненным.

Проект Су-14 (реконструкция). Рисунок.

Проект  Су-14 (реконструкция). Схема.

.

.

Список источников:
Сергей Сыч. Су-14. Первый реактивный штурмовик. Проект. Сухой. СССР. 1948 г. И другие…