Штурмовик МиГ-15бис (ИШ).

Разработчик: Микоян, Гуревич
Страна: Россия
Первый полет: 1959 г.0.МиГ-15бис (ИШ)

Традиционно конструкторы НАРС постоянно боролись за улучшение точностных характеристик при стрельбе по воздушным целям. При разработке реактивных снарядов крупных калибров это было вполне справедливо, а при серийно-залповой стрельбе НАРС малого калибра считалось не таким важным. Вместе с тем гарантированно уничтожить воздушную цель в одном залпе можно было при наличии на борту истребителя не менее 98 снарядов типа С-5 или С-5М. Вооружить МиГ таким боезапасом без ущерба для его летных характеристик в то время считалось нереальным. Поэтому с 1956 года акцент в проектировании НАРС семейства С-5 постепенно начал смещаться в сторону решения задач по поражению наземных целей. А для борьбы с воздушными противниками МиГи стали вооружать управляемыми ракетами.

Самолетом, специально созданным для реактивного вооружения, можно считать довольно удачную машину МиГ-15бис (ИШ). Ее инициативная разработка началась в 1958 году в НИИ ЭРАТ ВВС творческой группой под руководством инженера М.С.Малкова. Истребитель МиГ-15бис стал штурмовиком благодаря ряду оригинальных новшеств. Одно из них — конструкция двух пилонов с тремя однозамковыми держателями, размещенными на пилонах тандемом. Благодаря этому реактивное вооружение машины увеличивалось втрое при сохранении прежнего лобового сопротивления.

Уникальные качества вооружению придавали отклоняемые вниз до 15° передние носки держателей. Это позволяло вести прицельную стрельбу по наземным целям с горизонтального полета на малой высоте. Таким образом, в стрельбе принимали участие все шесть блоков ОРО-57К с полным боезапасом в 48 снарядов. Для ведения огня по воздушным целям использовали только переднюю пару блоков. Вместо шести ОРО-57К можно было подвесить двенадцать турбореактивных снарядов ТРС-132 на спаренных ПУ или шесть бомб ФАБ-100. Помимо богатого набора вариантов ведения стрельбы, конструкторы решили и проблему прицеливания по наземным объектам. Штатный стрелковый прицел АСП-ЗНМ доработали дифференциальной цепью, где математическое приращение скорости вводилось автоматически, а математический аргумент высоты полета пилот вводил вручную по показанию высотомера. Прицелившись, летчик заранее нажимал боевую кнопку, а пуск НАРС происходил с задержкой, обусловленной результатом решения всего на одном резисторе и конденсаторе дифференциального уравнения с функцией времени.

Штурмовик МиГ-15бис (ИШ) был построен в трех экземплярах, которые успешно прошли испытания в ГК НИИ ВВС и 4-м ЦБП, но не пошел в серию из-за нелепой случайности, на долгие годы поставившей крест на идее отклоняемых вниз держателей. В ходе очередной стрельбы по наземным целям при отклонении блоков вниз на одном из пилонов перерезало неотбортованную электропроводку. В результате отказала не только система подъема, но и цепи управления стрельбой и аварийного сброса. При посадке из-за перегрузок в подвешенном на этот держатель блоке ОРО-57К сорвало стопор одного из снарядов. От вибрации он переместился по стволу вперед, едва не «чиркнув» головным взрывателем о бетонку ВПП. Для испытателей это оказалось достаточным аргументом, чтобы МиГ-15бис (ИШ) больше не поднялся в воздух.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15бис (ИШ)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,11
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3582
-нормальная взлетная: 4960
-максимальная взлетная: 6105
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1076
-на высоте: 1045
Практическая дальность, км
-нормальная: 1200
-с ПТБ : 1976
Макс.скороподъемность, м/мин: 3000
Практический потолок, м: 15500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: одна 30-мм пушка Н-37Д боезапас 40 патронов) и две 23-мм пушки НР-23КМ (2х80 патронов) на двух подкрыльевых пилонах шесть блоков ОРО-57К или двенадцать турбореактивных снарядов ТРС-132 на спаренных ПУ или шесть бомб ФАБ-100.

1.МиГ-15бис (ИШ) борт № 27 в музее ВВС Монино. 1

МиГ-15бис (ИШ) борт № 27 в музее ВВС Монино.

2.МиГ-15бис(ИШ) борт № 98 в музее ВВС Монино.

МиГ-15бис(ИШ) борт № 98 в музее ВВС Монино.

3.МиГ-15бис (ИШ) в музее ВВС Монино. 2

МиГ-15бис (ИШ) в музее ВВС Монино.

4.Блок ОРО-57К по подвеске МиГ-15бис(ИШ).

Блок ОРО-57К по подвеске МиГ-15бис(ИШ).

5.МИГ-15бис (ИШ). Схема.

МиГ-15бис (ИШ). Схема.

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное вооружение МиГов.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян, Гуревич МиГ-15бис (ИШ)».