Штурмовик МиГ-17 (СН).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1953 г.0.МиГ-17 (СН)

Заводской шифр «СН» получил опытный самолет, созданный для продолжения экспериментальных работ ОКБ-155 с подвижными пушечными установками. Этой программой в ОКБ руководил ведущий инженер Н.И.Волков. Предполагалось, что такая система вооружения даст преимущества при стрельбе как по наземным, так и по воздушным целям. Пушечную установку СВ-25-МиГ-17 решили расположить в носовой части фюзеляжа, что потребовало серьезно доработать самолет. Всю переднюю часть, вплоть до шпангоута № 13 сделали заново. Самолет оснастили боковыми воздухозаборниками, новым фонарем кабины и новыми двухколодочными колесами КГ-23 основных опор, выполнили другие необходимые изменения конструкции. Машину оборудовали автоматическим радиолокационным прицелом-пеленгатором «Аист», сопряженным с радиодальномером «Радаль-М» и оптическим прицелом АСП-4НМ.

Артустановка включала три 23-мм опытные пушки ТКБ-495 (АМ-23), имевшие скорострельность 1250 выстрелов в минуту и предназначавшиеся прежде всего для поражения наземных целей. Они могли перемещаться с помощью электромеханизма от 27°26′ вверх до 9°28′ вниз, причем синхронно менялось и положение прицела. Установка весила 469 кг. В 1953 году Г.К.Мосолов провел заводские испытания самолета СН. 15 февраля 1954 года начались ГИ установки СВ-25-МиГ-17. Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС Ю.А.Антипов, А.П.Молотков, Н.П.Захаров, С.А.Микоян, В.Н.Махалин, А.Г.Солодовников и В.Г.Иванов выполнили 130 полетов. Из них только три было совершено на самолете СН, а остальные — на специально оборудованной летающей лаборатории на базе самолета Ил-28. В 13 полетах велся огонь по наземным целям и в общей сложности испытатели произвели 15000 выстрелов. Позднее А.Г.Солодовников вспоминал: «По своим летным данным СН несколько уступал МиГ-17, а по возможностям применения оружия имел преимущества: мог поражать вышелетящие цели и вести огонь по наземным целям в горизонтальном полете с малых высот (100-200 м и ниже, в зависимости от квалификации летчика). В результате испытаний нами было рекомендовано изготовить малую серию самолетов «СН», но вышестоящее командование не одобрило нашу рекомендацию. Самолет в серию не запустили».

Такое решение было вполне оправданным. По летным характеристикам СН существенно уступал МиГ-17. Максимальная скорость уменьшилась на 60 км/ч, время набора высоты 10000 м увеличилось на 1,5 минуты, практический потолок снизился примерно на 500 м, время выполнения виража на высоте 10000 м возросло на 15 с.

К тому же, новые воздухозаборники ухудшили условия работы двигателя: тяга уменьшилась, появились помпажные явления, он хуже стал запускаться в полете. Выявились и существенные недостатки пушечной установки. Так, стрельба очередями из всех отклоненных стволов вызывала изменение траектории полета самолета. Причем при отклонении пушек более чем на 10° вверх вести прицельный огонь оказалось невозможно. Требовалась разработка автоматизированной системы управления оружием и самолетом, но заниматься ею не стали и все работы по данной теме в ОКБ-155 свернули.

ЛТХ:

Модификация: СН
Размах крыла, м: 9,63
Длина самолета, м: 12,33
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,60
Масса, кг
-пустого самолета: 4152
-нормальная взлетная: 5620
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1А
Тяга, кгс: 1 х 2900
Максимальная скорость, км/ч: 1058
Практическая дальность, км: 600
Практический потолок, м: 14500
Экипаж, чел: 1
Вооружение: три пушки АМ-23 (100 патронов на ствол); 2 ПУ УБ-16-57.

1.Штурмовик МиГ-17 (СН)

Штурмовик МиГ-17 (СН).

2.Штурмовик МиГ-17 (СН)

Штурмовик МиГ-17 (СН).

3.Штурмовик МиГ-17 (СН)

Штурмовик МиГ-17 (СН). Вид спереди.

4.Штурмовик МиГ-17 (СН)

Штурмовик МиГ-17 (СН).

5.Штурмовик МиГ-17 (СН).

Штурмовик МиГ-17 (СН).

6.Штурмовик МиГ-17 (СН).

Штурмовик МиГ-17 (СН).

7.МиГ-17 (СН). Схема.

МиГ-17 (СН). Схема.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиаколлекция ТМ. Николай Якубович. Истребитель МиГ-17.
Авиация и Время. Ефим Гордон. В тени старшего брата.