Штурмовик особого назначения — ШОН.
Разработчик: ЦКБ, Н.Н.Поликарпов и С.А.Кочеригин
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.
Параллельно работам по ТШ-2 на базе штурмовика ЛШ-1 был создан легкий одномоторный (BMW-VI) двухместный штурмовик ШОН (штурмовик особого назначения, № 23 по плану ЦКБ) с частичным бронированием (только снизу) мотора и кабины летчика.
Предполагалось, что этим штурмовиком будут вооружаться также и авиагруппы перспективных советских авианосцев, проектирование которых велось в это время.
В частности, проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в учебный авианосец предусматривал базирование на корабле авиагруппы в составе 26 истребителей и 16 штурмовиков.
Вооружение ШОН состояло из счетверенной качающейся установки пулеметов ПВ-1, установленной в полу кабины стрелка, для стрельбы под углом впред-вниз и назад и 400 кг авиабомб. Оборонительное вооружение включало один пулемет для стрельбы назад.
Машина получилась довольно простой и дешевой в производстве. Сварная моторама крепилась к фюзеляжу на четырех болтах. Фюзеляж выполнялся из сварных углеродистых труб с поперечными проволочными растяжками и от кабины до конца фюзеляжа покрывался полотном.
Конструкция крыльев деревянная, двухлонжеронная с полотняной обшивкой. Для удобства транспортировки и размещения самолета на палубе авианосца крылья отворачивались назад. Были внесены изменения и в конструкцию шасси.
Самолет был построен к 1 апреля 1931 года и испытывался вплоть до лета 1932 года. Первые же полеты показали, что при температуре окружающего воздуха +21°С вода в системе охлаждения закипала. Завод перешел на этиленгликолевое охлаждение. Температура масла тоже была высокой.
Общая оценка летных характеристик была положительной, однако в серию ШОН запущен не был, так как надобность в нем уже прошла — от создания авианосцев отказались, а для применения с сухопутных аэродромов вполне годились штурмовики-монопланы, имевшие лучшие скоростные качества.
Отметим, что в создании ШОН, кроме Н.Н.Поликарпова и С.А.Кочеригина, принимал участие Д.П.Григорович.
ЛТХ:
Модификация: ШОН
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 8,64
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 36,52
Масса, кг
-пустого самолета: 1820
-нормальная взлетная: 2670
Тип двигателя: 1 х ПД BMW-VI
-мощность, л.с.: 1 х 680
Максимальная скорость, км/ч: 226
Крейсерская скорость, км/ч: 194
Практическая дальность, км: 500
Макс.скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 5 х 7,62-мм пулеметов ПВ-1, 400 кг бомб.
Штурмовик ШОН на заводском дворе.
Штурмовик ШОН на заводском дворе.
Штурмовик ШОН со сложенными крыльями.
Штурмовик ШОН в цехе со сложенными крыльями.
Штурмовик ШОН в цехе со сложенными крыльями.
ШОН. Рисунок.
ШОН. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Самолеты поля боя.