Штурмовик особого назначения — ШОН.

Разработчик: ЦКБ, Н.Н.Поликарпов и С.А.Кочеригин
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.0.шон

Параллельно работам по ТШ-2 на базе штурмовика ЛШ-1 был создан легкий одномоторный (BMW-VI) двухместный штурмовик ШОН (штурмовик особого назначения, № 23 по плану ЦКБ) с частичным бронированием (только снизу) мотора и кабины летчика.
Предполагалось, что этим штурмовиком будут вооружаться также и авиагруппы перспективных советских авианосцев, проектирование которых велось в это время.
В частности, проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в учебный авианосец предусматривал базирование на корабле авиагруппы в составе 26 истребителей и 16 штурмовиков.

Вооружение ШОН состояло из счетверенной качающейся установки пулеметов ПВ-1, установленной в полу кабины стрелка, для стрельбы под углом впред-вниз и назад и 400 кг авиабомб. Оборонительное вооружение включало один пулемет для стрельбы назад.

Машина получилась довольно простой и дешевой в производстве. Сварная моторама крепилась к фюзеляжу на четырех болтах. Фюзеляж выполнялся из сварных углеродистых труб с поперечными проволочными растяжками и от кабины до конца фюзеляжа покрывался полотном.
Конструкция крыльев деревянная, двухлонжеронная с полотняной обшивкой. Для удобства транспортировки и размещения самолета на палубе авианосца крылья отворачивались назад. Были внесены изменения и в конструкцию шасси.

Самолет был построен к 1 апреля 1931 года и испытывался вплоть до лета 1932 года. Первые же полеты показали, что при температуре окружающего воздуха +21°С вода в системе охлаждения закипала. Завод перешел на этиленгликолевое охлаждение. Температура масла тоже была высокой.

Общая оценка летных характеристик была положительной, однако в серию ШОН запущен не был, так как надобность в нем уже прошла — от создания авианосцев отказались, а для применения с сухопутных аэродромов вполне годились штурмовики-монопланы, имевшие лучшие скоростные качества.

Отметим, что в создании ШОН, кроме Н.Н.Поликарпова и С.А.Кочеригина, принимал участие Д.П.Григорович.

ЛТХ:

Модификация: ШОН
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 8,64
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 36,52
Масса, кг
-пустого самолета: 1820
-нормальная взлетная: 2670
Тип двигателя: 1 х ПД BMW-VI
-мощность, л.с.: 1 х 680
Максимальная скорость, км/ч: 226
Крейсерская скорость, км/ч: 194
Практическая дальность, км: 500
Макс.скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 5 х 7,62-мм пулеметов ПВ-1, 400 кг бомб.

1.Штурмовик ШОН на заводском дворе.

Штурмовик ШОН на заводском дворе.

2.Штурмовик ШОН на заводском дворе.

Штурмовик ШОН на заводском дворе.

3.ШОН со сложенными крыльями.

Штурмовик ШОН со сложенными крыльями.

3а.ШОН в цехе со сложенными крыльями.

Штурмовик ШОН в цехе со сложенными крыльями.

3б.ШОН в цехе со сложенными крыльями.

Штурмовик ШОН в цехе со сложенными крыльями.

4.ШОН. Рисунок.

ШОН. Рисунок.

5.ШОН. Схема.

ШОН. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Самолеты поля боя.