Штурмовик Як-2 КАББ.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.0.Як-2 КАББ

В марте-апреле 1941 года в НИИ ВВС КА проходил государственные испытания ближний бомбардировщик Як-2, оснащенный комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареей КАББ-МВ конструкции Можаровского и Веневидова, обеспечивающей в одной атаке огневое и бомбовое воздействие на цель (ведущий летчик-испытатель капитан Шеварев, ведущий инженер военинженер 2-го ранга Романов). Было выполнено 10 полетов. Из них: один без применения оружия, девять только со стрельбой, два только с бомбометанием и семь полетов комбинированно. Акт по госиспытаниям утвержден генерал-майором А.И.Филиным 16 апреля 1941 года.

Установка на Як-2 системы Можаровского и Веневидова потребовало серьезной доработки носовой части самолета. Самолет стал одноместным, так как кабина штурмана использовалась для установки КАББ-МВ и размещения патронных ящиков. Основание КАББ-МВ состояло из неподвижных и подвижных рам, укрепленных в кабине штурмана, при этом пол кабины штурмана был снят. Для улучшения обзора вперед и в стороны фюзеляжная обшивка была заменена на плексиглас. Снизу фюзеляжа для прикрытия батареи поставлен дополнительный капот.

Была изменена конфигурация ручки управления самолетом. Органы управления бомбардировочным вооружением перенесены в кабину летчика. На подвижной раме установлены две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС. Боезапас 300 снарядов для пушек и 1000 патронов для пулеметов.

Стрельбу можно было вести как при неподвижном оружии, так и при его вращении от электрического мотора. Углы поворота от 0° до 30°.

Бомбардировочное вооружение обычное для самолета Як-2: 20 х АО-8 или АО-20 в двух кассетах КД-1-1038 или 4 ФАБ-50 (ФАБ-100). Управление бомбометанием осуществлялось от ЭСБР-3ПА.

В акте по результатам госиспытаний отмечалось, что КАББ-МВ «…наиболее удачно разрешает вопрос вооружения современных самолетов штурмового типа …может быть рекомендована для установки на двухмоторных и одномоторных (с толкающим винтом) самолетах штурмового типа».

Несмотря на положительную в целом оценку военных, установки КАББ-МВ на Як-2, с началом войны все работы по КАББ-МВ были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: Як-2 КАББ
Размах крыла, м: 14,00
Длина, м: 9,34
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 29,40
Масса, кг
-пустого самолета: 3800
-нормальная взлетная: 5130
Тип двигателя: 2 х ПД М-103
-мощность, л.с.: 2 х 960
Максимальная скорость, км/ч: 520
Крейсерская скорость, км/ч: 468
Практическая дальность, км: 850
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 8800
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (боезапас 300 снарядов для пушек и 1000 патронов для пулеметов)
Бомбовая нагрузка: 20 х АО-8 или АО-20 в двух кассетах КД-1-1038 или 4 ФАБ-50 (ФАБ-100).

1.Штурмовик Як-2М-103 КАББ.

Штурмовик Як-2 КАББ.

2.Установка КАББ-МВ.

Установка КАББ-МВ на Як-2.

Установка КАББ-МВ на Як-2.

4.Пушки и пулеметы на Як-2 КАББ.

Установка КАББ-МВ.

3.Кабина пилота Як-2 КАББ.

Кабина пилота Як-2 КАББ.

Як-2 КАББ. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.