Грузопассажирский планеролет ЛЕМ-3 (ЛИГ-6).

Разработчик: Ю.В.Домрачев, Л.С.Вильдгрубе
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

В 30-е годы в СССР была выдвинута концепция промежуточного летательного аппарата с коммерческой нагрузкой — планеролета. Идея планеролета усиленно пропагандировалась начальником научно-технического управления ГВФ Л.П.Малиновским и нашла определенную поддержку в решениях президиума ЦС ОСОАВИАХИМа СССР и коллегии Главного управления ГВФ.

Этот аппарат, обладая компоновкой планерного типа с высоким значением аэродинамического качества, нес на себе авиадвигатель пониженной по сравнению с самолетом мощности. Предполагалось, что планеролет без загрузки мог взлетать на своем двигателе, а нагруженный — с помощью самолета-буксировщика. После взлета планеролет должен был отцепиться и самостоятельно совершить свой полет на крейсерском режиме.

В связи с этим планеролет на маршевом участке потреблял меньшее количество горючего и смазочного материала. По сравнению с самолетом (при равной мощности двигателя) планеролет выигрывал в коммерческой нагрузке и экономичности. Планеролет мог найти применение в районах с малоразвитым железнодорожным и автомобильным сообщением, а также в труднодоступной местности.

Однако в связи с полетом на режимах, близких к максимальному значению аэродинамического качества, планеролет получался сравнительно тихоходным авиационным транспортом. Это обстоятельство, а также малый избыток мощности затруднял полеты планеролета при неблагоприятных погодных условиях. Таким образом, безопасность полета и регулярность эксплуатации планеролета — были безусловно ниже, чем у самолета.

Кроме того, для старта груженого планеролета необходим был самолет — буксировщик. Все это вызвало большую дискуссию в печати о практическом применении планеролетов. Тем не менее в 1935 году Гражданский Воздушный Флот страны дал заказ конструкторам на создание планеролета для перевозки одной тонны груза или десяти пассажиров со скоростью 120 км/ч. Многие конструкторы планеров и легкомоторных самолетов охотно занялись проектированием планеролетов.

В период 1936-1937 годов бригадой научно — исследовательского отдела Ленинградского института инженеров ГВФ под руководством Ю.В.Домрачева и Л.С.Вильдгрубе был спроектирован и построен пассажирский и транспортный планеролет ЛИГ-6 (ЛЕМ-3). По схеме — низкоплан нормальной схемы с мотором М-11, неубираемыми в обтекателях колесами, с подкосами в системе шасси. В фюзеляже располагалась кабина на восемь пассажиров и два открытых места для летчиков с двойным управлением. В центроплане было четыре грузовых отсека. Коммерческая нагрузка -700 кг.

Планеролет прошел летные испытания, во время которых удавался самостоятельный взлет при неполной нагрузке. ЛЕМ-3 был рассчитан на полет в течение 7 ч. с крейсерской скоростью 100 км/ч.

Планеролет ЛЕМ-3 был разбит в перелете Ленинград — Москва при вынужденной посадке.

ЛТХ:

Модификация: ЛИГ-6
Размах крыла, м: 26,00
Длина самолета, м: 13,30
Площадь крыла, м2: 57,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-максимальная взлетная: 2000
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 122
Крейсерская скорость, км/ч:
Практический потолок, м: 2200
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров.

Планеролет ЛЕМ-3 (ЛИГ-6).

2.ЛЕМ-3 (ЛИГ-6). Схема.

ЛЕМ-3 (ЛИГ-6). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.