Легкий транспортно-пассажирский самолет САМ-10.

Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.0.САМ-10

Строительство коллективом ОКБ-31 последующих опытных самолетов показало, что его успех при создании самолета типа САМ-5 не был случайным. Очередной задачей 0КБ являлось создание легкого транспортно-пассажирского связного самолета САМ-10 с опытным рядным перевернутым мотором ММ-1 конструкции Бессонова. По своей мощности 220 л.с. и габаритам мотор ММ-1 был близок к французскому мотору фирмы Renault «Bengali-6», внедренному у нас в серийное производство под маркой МВ-6, но конструктивно ММ-1 был более совершенным.

Хотя мотор Бессонова оказался значительно лучше однотипного Renault, главк упорно настаивал на применении моторов МВ-6. Но так как он еще не был готов в серии, мы добились разрешения поставить на первый самолет опытный мотор ММ-1, при этом испытывался также и мотор.

Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остекленную кабину на шесть человек (летчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) — с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колесами. При постройке самолета были учтены требования простоты управления, высокой маневренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолет предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолета.

С убирающимися шасси самолет должен был показать особенно высокую скорость полета.

Летные испытания САМ-10 ММ-1 полностью подтвердили результаты расчетов, а наибольшая скорость полета оказалась даже выше ожидаемой. Так с шасси в обтекателях скорость у земли оказалась V max = 336 км/ч, а с убранными шасси — V max = 348 км/ч. Скоростные данные полностью удовлетворяли требованиям заказчика ГВФ. Более того, было решено, что преимущество в 12 км/ч скорости самолета с убранным шасси не оправдывает потери в простоте и надежности эксплуатации неубирающихся шасси, поэтому госиспытания проводились с шасси в обтекателях, тем более что мотор был высотный и для Н=2000: V max = 360 км/час.

Результаты госиспытаний САМ-10 ММ-1 показали, что самолет существенно превосходил по всем своим летно-техническим характеристикам самолеты равного класса.

Основные выводы государственной комиссии ГНИИ ГВФ настолько интересны, что трудно не привести их здесь. В соответствии с отчетом, испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года, при этом ведущим инженером ГНИИ ГВФ был С.А.Виноградов, а летчиком-испытателем Б.К.Кондратьев.

Основные выводы госкомиссии :

1. Самолет САМ-10 с мотором ММ-1, 220 л.с. по своим ЛТХ, скорости, устойчивости, управляемости и маневренности может быть использован в Гражданском Воздушном Флоте и ведомственной авиации как почтово-пассажирский скоростной самолет, а при соответствующих переделках может быть использован по спецназначению. Самолет может установить ряд международных рекордов.
2. САМ-10 по ЛТХ является исключительно удачной машиной данного типа. Ни один из современных известных машин с мотором одинаковой мощности не обладает столь высокими характеристиками.
3. Комиссия отмечает отличную, безотказную работу нового советского мотора ММ-1.

ЛТХ:

Модификация: САМ-10
Размах крыла, м: 11,49
Длина самолета, м: 8,16
Площадь крыла,м2: 21,86
Масса, кг
-пустого самолета: 866
-максимальная взлетная: 1436
Тип двигателя: 1 х ПД ММ-1
-мощность, л.с.: 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 311
-на высоте: 336
Практическая дальность, км: 1000
Практический потолок, м: 7100
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров.

1.Самолет САМ-10.

Самолет САМ-10.

1а.Самолёт САМ-10.

Самолет САМ-10.

2.САМ-10. Вид спереди.

САМ-10. Вид спереди.

3.САМ-10бис на испытаниях в НИИ ГВФ.

САМ-10бис на испытаниях в НИИ ГВФ.

Проекции САМ-10. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.С.Москалев. Голубая спираль.
Крылья Родины. Ивнамин Султанов. Конкурс канул в небытие.