Легкий транспортный самолет П-1.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.0.п-1

Для нас стало привычным слово «конверсия», то есть перевод части предприятий оборонной промышленности на мирные рельсы. Уже появились первые практические результаты такого рода перестройки в авиации: ряд известных фирм, специализировавшихся раньше на создании сугубо боевой техники, перепрофилировался на конструирование и выпуск самолетов для народного хозяйства.

Но, пожалуй, один из первых примеров конверсии — это создание на заре Советской власти самолета Р-1. Появившийся вначале как разведчик, он потом на небольшой период времени, нашел очень широкое применение в Аэрофлоте в качестве почтового самолета.

Р-1 появился в 1924 году, когда московский завод «Дукс» получил комплект рабочих чертежей самолета De Havilland-ДН-9а. Однако, чтобы его построить, не хватало материалов и предназначенных ему двигателей. Правда, на заводе имелось некоторое количество других двигателей — типа «Fiat», «Daimler» и Sydney «Puma».

Тогда служивший на «Дуксе» Н.Н.Поликарпов, впоследствии известный авиаконструктор, переработал чертежи «Де Хевиленда» с учетом имевшихся возможностей. Получился удачный симбиоз англо-советского разведчика. Он выпускался до 1931 года. Всего было построено громадное, по тем временам, количество Р-1 — 2800.

У этого самолета было несколько модификаций, в частности:
-P-1 с мотором «Daimler» мощностью 260 л.с., за 1922-1923 гг. построили 100 таких самолетов.
-P-1 с мотором М-5 в 400 л.с. выпускался особенно большой серией.
-P-1 с мотором «Lorraine-Dietrich» мощностью 450 л.с. Сделан был всего лишь один экземпляр в 1926 г.
-Р-2 с мотором Sydney «Puma» мощностью 220 л.с. Он применялся в учебных авиашколах. На одном из них, специально подготовленном, летчик А.Н.Екатов в составе группы советских самолетов совершил перелет Москва — Пекин.
-Р-П в военном и учебно-тренировочном вариантах.
МР-1 (Р-1 поплавковый) — морской разведчик.
-П-1 — гражданский самолет. С П-1 было снято вооружение и все дополнительное военное оборудование, а кабина стрелка приспособлена под прием мешков с почтой или груза.

Первые десять машин, переданные ВВС обществу «Добролет» в 1929 году, имели бортовые номера от СССР-183 до СССР-192. На них московское отделение «Добролета» проводило в Средней Азии испытание химического оборудования против саранчи, которые, впрочем, выявили непригодность Р-1 для этой цели.

В 1931 году из ВВС было передано еще около 100 самолетов Р-1 для обучения курсантов и тренировок летного состава в Батайской, Тамбовской и Балашовской школах ГВФ, Учебного комбината (Института инженеров ГВФ) в Ленинграде, в Московской школе технического состава ГВФ. Известны несколько бортовых номеров учебных Р-1: СССР-В9, СССР-В10, СССР-В12.

10 машин использовались для перевозки матриц и выполнения особых поручений летным отрядом газеты «Правда». Этот отряд первым открыл в 1931 году регулярную транспортную воздушную линию Москва — Ленинград. Гражданские Р-1 с августа 1931 года имели обозначение П-1 (в регулярный авиарегистр их занесли под номерами серии СССР-Л).

Впрочем, уже в следующем году П-1 начали снимать с гражданского регистра. Последние 4 самолета использовались на регулярных авиалиниях в Украинском и Закавказском управлениях Аэрофлота. В общем, использование П-1 в ГВФ следует оценивать как эпизодическое. Основной причиной являлось то, что самолет был строгим в пилотировании, для полетов в сложных метеоусловиях и ночью малопригодным. Последние три машины использовались до 1934 года в воздушных перевозках на линиях Украинского и Кавказского отделений Аэрофлота.

Каков «технический портрет» П-1? Его фюзеляж был ферменной конструкции с фанерной трехслойной обшивкой. Бипланная коробка крыльев имела коробчатые лонжероны. У основных стоек были сквозная ось, расчалки и шнуровая шестнадцатимиллиметровая амортизация. Главный бак емкостью 390 литров устанавливался в фюзеляже под центропланом. Радиатор лобовой, сотовый. Летом, в жару, подвешивался дополнительный радиатор. В целом самолет был простым, прочным, дешевым.

ЛТХ:

Модификация: П-1
Размах крыла, м: 14,02
Длина, м: 9,24
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 44,54
Масса, кг
-пустого самолета: 1450
-нормальная взлетная: 2200
Тип двигателя: 1 х ПД М-5
-мощность, л.с.: 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч: 182
Крейсерская скорость, км/ч: 156
Практическая дальность, км: 820
Скороподъемность, м/мин: 182
Практический потолок, м: 4200
Экипаж: 2.

1.Самолет П-1 в полете.

Самолет П-1 в полете.

Самолет П-1 в полете.

2.П-1. Рисунок.

П-1. Рисунок.

П-1. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Николай Гордюков. Первый авиадолгожитель.
Крылья Родины. Первый результат конверсии. П-1 Поликарпова.
Авиация и Время. Михаил Маслов, Ленарт Андерсон. Старый служака Р-1.
Владимир Иванов. Неизвестный Поликарпов.