Пассажирский самолет СУВП (ПЛ-1).

Разработчик: Д.П.Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1925 г.0-suvp

В середине 1920-х годов к разработке своего пассажирского самолета на Ленинградском авиазаводе ГАЗ № 3 «Красный летчик» приступил конструктор Дмитрий Павлович Григорович. Его самолет представлял собой трехместный высокоплан смешанной конструкции под двигатель Bristol «Lucifer» мощностью 100 л.с., он создавался в соответствии с договором, заключенным 12 февраля 1925 года с акционерным обществом «Укрвоздухпуть». Поначалу самолет именовался как ПЛ-1 (пассажирский с Люцифером), позднее назывался СУВП (Самолет «УкрВоздухПуть»), его проектирование завершилось 13 марта 1925 года.

СУВП имел простые формы, его фюзеляж и подкосы крыла были сварены из стальных труб, крыло и хвостовое оперение деревянные, обтяжка несущих поверхностей полотняная. Кабина пилота открытая, за ней находился комфортабельный салон на трех пассажиров. Верхняя часть фюзеляжа имела резкое сужение с целью увеличения эффективной поверхности крыла.

На одном из фото самолет СУВП перед проведением испытаний в августе 1925 года около сборочного ангара авиазавода «Красный летчик». Кабину пилота осматривает конструктор Григорович. На некоторую незаконченность самолета указывает плоский ферменный подкос, поддерживающий крыло. Впоследствии сварную ферму подкоса обтянули тканью.

Затем самолет вернулся в Ленинград, где его усовершенствовали и дооборудовали. В период с 12 по 15 октября 1925 года летчик К.И.Хмельницкий с тремя пассажирами на борту выполнил перелет СУВП из Ленинграда в Москву. Впоследствии Главная инспекция Гражданской авиации допустила новый пассажирский аппарат к практической эксплуатации и СУВП перелетел в Харьков. К сказанному стоит добавить, что в 1926 году самолет СУВП в числе нескольких других советских самолетов предполагался к участию в перелете Москва — Париж.

ЛТХ:

Размах крыла,м: 13,7
Длина,м : 8,4
Площадь крыла,кв.м: 24,14
Вес пустого,кг: 820
Полная нагрузка,кг: 330
Полётный вес,кг: 1150
Двигатель: 1 х ПД Bristol «Lucifer»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Скорость максимальная,км/ч: 139
Скорость посадочная,км/ч: 70
Практический потолок,м: 3050
Продолжительность полёта,час: 4,5.

1.СУВП на аэродроме в Ленинграде. 1925 г.

Пассажирский самолет СУВП на аэродроме в Ленинграде. 1925 г.

2.Самолет СУВП перед проведением испытаний в августе 1925 г.

Самолет СУВП перед проведением испытаний в августе 1925 г.

3.СУВП в ангаре.

Пассажирский самолет СУВП.

4.СУВП. Рисунок.

СУВП. Рисунок.

СУВП. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья. Михаил Маслов. Гражданский флот — как все начиналось.