Проект легкого транспортного самолета «Лимузин Д».

Разработчик: ОКБ Поликарпова
Страна: СССР
Проект 1944 г.

В апреле 1944 года Н.Н.Поликарпов начал эскизное проектирование новой машины, призванной стать альтернативой многоместным модификациям самолета У-2. Проект получил шифр «Лимузин Д». Это был 6-местный одномоторный низкоплан, во внешнем облике которого было нетрудно разглядеть сходство с последними многоместными модификациями У-2, разработанными в КБ Поликарпова. Впрочем, в пояснительной записке к эскизному проекту прямо говорилось, что данная работа является развитием полученного задания на У-2ШС. Конструктор, как и все советские люди, жил в ожидании победы над врагом. Он предвидел послевоенные трудности, поэтому основным критерием целесообразности считал простоту и дешевизну производства при соблюдении необходимого уровня комфорта.

«Лимузин Д», оснащенный двигателем М-11Ф мощностью 140 л.с. с винтом изменяемого шага, предполагался для использования в качестве штабного, санитарного, транспортного и учебного. В последнем варианте монтировалось второе управление. Основная компоновка позволяла разместить 5 пассажиров (один рядом с пилотом) или 2 раненых на стандартных армейских носилках и одного сопровождающего. При снятых креслах в образованном грузовом отсеке устанавливались две стандартные бочки или 4 стандартных баллона — всего до 400 кг.

Конструкция смешанная: фюзеляж деревянный с фанерной обшивкой, крыло металлическое с полотняной обшивкой. В крыле два топливных бака емкостью по 120 литров. Шасси убираемое механическим приводом, колеса тормозные. Кабина пилота с полным комплектом навигационных приборов, позволяющих осуществлять полеты в условиях плохой видимости и ночью.

Технологически самолет разбивался на 6 агрегатов: фюзеляж с центропланом и шасси, винтомоторная группа, консоли крыла, хвостовое оперение, фонарь кабины, гаргрот. Технология предусматривала крупносерийное производство на предприятиях-смежниках.

Центровка при нормальной загрузке 22,1% САХ. «Лимузин Д» должен был иметь нормальным полетный вес 1475 кг и весовую отдачу 42%, с перегрузкочным полетным весом 1483 кг весовая отдача достигала 46,2%. С нормальным полетным весом максимальная скорость по расчетам составляла 248 км/ч, эксплуатационная — 195 км/ч, посадочная — 86 км/час, практический потолок — 3750 м, дальность полета при нормальном полетном весе — 700 км, дальность полета в перегрузочном варианте с полными бензобаками — 1700 км.

Эскизное проектирование было завершено в середине мая 1944 года, а с 15 мая приступили к техническому проектированию и постройке макета, началось изготовление отдельных узлов и агрегатов.

Макетная комиссия по самолету «Лимузин Д» заседала 15 июня 1944 года. Признавалось, что с двигателем М-11Ф скороподъемность и взлетно-посадочные характеристики самолета не соответствуют современным требованиям. Предлагалось рассмотреть возможность замены на двигатель М-12 или МГ-31Ф, предусмотреть пневмо- или гидроуборку шасси, увеличить габариты кабины по высоте на 50 мм. Далее предлагалось утвердить задание на «Лимузин Д», построить его в короткие сроки и к 15 сентября 1944 года провести испытания.

3 июля макет был утвержден, но с 7 июля работы по самолету «Лимузин Д» были законсервированы в связи с подготовкой серийных чертежей У-2ШС и проектированием самолета ВП с АМ-39Б. К сожалению, дальнейшего развития событий в отношении «Лимузина Д» не последовало. Весной 1944 года Н.Н.Поликарпов впервые почувствовал себя плохо. Врачи диагностировали рак, который прогрессировал и 30 июля 1944 года великий русский авиаконструктор скончался.

ЛТХ (расчетные):

Длина, м: 8,54
Размах крыла, м: 11,50
Вес, кг
— пустого: 798
— взлетная: 1375
Двигатель: 1 х ПД М-11Ф
— мощность, л.с.: 140
Максимальная скорость, км/ч: 248
Крейсерская скорость, км/ч: 195
Потолок, м: 3750
Дальность, км: 700

Проект самолета «Лимузин Д».

Макет «Лимузин Д».

.

.

Список источников:
Михаил Маслов. Король истребителей. Боевые машины Поликарпова.
Журнал «Мир авиации» № 01 за 2000 г. В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, O.Растренин. Легендарный У-2.