Проект пассажирского самолета СТАЛЬ-5.

Разработчик: А.И.Путилов
Страна: СССР
Проект 1933 г.

В начале 1930 года при Инспекции гражданского воздушного флота был организован Отдел опытного самолетостроения (ООС) во главе с А.И.Путиловым. В те времена предполагалось, что сварная стальная конструкция позволит упростить технологию производства самолетов и значительно увеличит срок их службы. Для реализации этих выводов и для оценки особенностей технического обслуживания самолетов с конструкцией из тонкостенных стальных элементов в эксплуатации и был создан отдел под руководством Путилова.

В 1931 году, отделом А.И.Путилова, был создан почтово-пассажирский самолет CТАЛЬ-2 который был запущен в серию и произведен в количестве 200 экземпляров на заводе № 81 в Тушино. В 1933 году был построен пассажирский самолет СТАЛЬ-3, в 1935-1936 годах было построено и передано в ГВФ 79 таких самолетов.

А.И.Путилов продолжил свои удачные опыты с нержавеющей сталью. В 1933 году в ООС началась разработка пассажирского самолета СТАЛЬ-5 — «летающего крыла» с двумя двигателями М-34Ф мощностью по 900 л.с. и с двойным вертикальным оперением. Кабина летчиков немного выступала из носка крыла, размах которого составлял 23,0 м, а площадь — 120 м2. Конструкция самолета — весь каркас из стали «Энерж-6» с полотняной обшивкой консолей крыла и вертикального оперения и бакелитовой фанерой и центроплане, прикрепленной к каркасу посредством штампованных шайб на точечной сварке.

СТАЛЬ-5. Схема.

Самолет должен был иметь двойное назначение, гражданское и военное. Для ГВФ — пассажирский экспресс дальнего действия на 18 пассажиров, а для ВВС предлагался вариант — «химический боевик».

Модель самолета СТАЛЬ-5.

Для проверки лётных свойств машины и правильности принятых конструктивных решений была разработана летающая модель, которая представляла собой легкий самолет, выполненный по схеме «летающего крыла» размахом 6,0 м и площадью 15,0 м2, с двумя двигателями «Salmson» мощностью по 45 л.с. Самолет был построен на заводе № 81 и испытывался в 1935 году, на нем был выполнен ряд полетов, в результате которых выяснилось, что самолет достаточно устойчив в воздухе, но очень строг в пилотировании. Это обстоятельство и вызвало снижение интереса к самолету СТАЛЬ-5. В результате Путилов отказался от постройки большого «летающего крыла».

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.
М.Козырев, В.Козырев, О.Власов. Авиация Красной Армии.
Сергей Сыч. Проекты самолетов СССР. Сталь-5. Проект 1933 г.