Сельскохозяйственный самолет СХ-1 (ЛИГ-10).

Разработчик: Бедункович
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.0.СХ-1.

Группа инженеров Ленинградского института ГВФ под руководством Анатолия Георгиевича Бедунковича в 1937 году разработала новый многоцелевой самолет. Главное его назначение — сельскохозяйственные работы: аэросев, опыление и подкормка растений удобрениями. Конструкторы предусмотрели применение самолета без серьезных переделок также в санитарной авиации и для пассажирских и почтово-грузовых перевозок на местных авиалиниях. В сельскохозяйственном варианте в фюзеляж ставился бак для химикатов или посевного материала объемом до 1,8 кубических метров, а при использовании на авиалиниях в фюзеляже помещалось 6 пассажиров или 3 больных на носилках и медперсонал.

Конструкция самолета, получившего название СХ-1 (ЛиГ-10), смешанная.

Фюзеляж выполнен по высоте одинаковым с высотой бипланной коробки, со значительной поверхностью бортового остекления. Объем внутреннего салона и, одновременно, грузового отсека — 4,25 м3. В нем, при установке пассажирских сидений можно было разместить 6 человек. В другом варианте фюзеляж можно было переоборудовать для установки емкостей для загрузки семян, сыпучих удобрений или ядохимикатов. Снизу фюзеляжа по мере необходимости крепились опрыскиватели или аэросеятели. Обшивка везде полотняная. В санитарном варианте трое носилок подвешивались ярусом друг над другом вдоль правого борта. У левого борта монтировались еще одни носилки и откидное сиденье санитара, который мог в полете передвигаться внутри салона и обслуживать больных. Рядом с пилотом имелось еще одно место для механика или санитара.

Шасси неубираемое, с большим ходом амортизации, позволяющим безопасно производить посадки на ограниченных площадках с высокой вертикальной скоростью, крепилось на нижнем центроплане.

Оба крыла с 12%-м профилем Р-11 в сечении, оборудованы щелевыми элеронами и закрылками. Для удобства, хранения самолета, коробка крыльев могла складываться с поворотом назад для удобства хранения в небольших ангарах (была и такая проблема). Топливные баки размещались в верхнем центроплане, при установке дополнительного бензобака дальность полета возрастала до 1000 км.

Вес пустого самолета — 1215 кг, взлетный в пассажирском варианте — 1975 кг, в сельскохозяйственном — 2150 кг.

Самолет прошел испытания в 1937-1938 годах. Испытания подтвердили полное соответствие машины многоцелевому назначению. Максимальная скорость с двигателем МГ-31Ф мощностью 330 л.с. превышала 180 км/час, посадочная — 60 км/час, разбег и пробег — не более 200 м, что позволяло эксплуатировать СХ-1 на небольших полевых аэродромах. Потолок — 3800 м.

В период 1937-1938 гг. СХ-1 прошел государственные испытания, после которых его передали в опытную эксплуатацию. Как санитарный самолет применялся в войне с белофиннами. В течение примерно года положительных решений по СХ-1 не принималось.

21 ноября 1939 года на имя Председателя Комитета Обороны В.М.Молотова поступило письмо № 04628 за подписью заместителя HKО А.Д.Локтионова и начальника ГУГВФ В.С.Молокова. В нем говорилось следующее:

«В системе Аэрофлота спроектирован, построен и прошел государственные и эксплуатационные испытания самолет СХ-1. Этот самолет представляет собой весьма простой в производстве биплан деревянной конструкции с одним мотором МГ-31 мощностью 330 л.с.

СХ-1 позволяет поднять 1 тонну полезной нагрузки. Полученные на госиспытаниях данные показывают высокую оценку самолета при различных направлениях его применения.
… Благодаря своей большой грузоподъемности и возможности взлета и посадки во внеаэродромных условиях СХ-1 может быть использован в качестве:
Самолета по снабжению горючим авангардных авиа- и танковых частей
Самолет скорой техпомощи (доставка авиамоторов, колес, винтов и др.).
Самолет химслужбы (дегазатор и заградитель).
Серийное производство СХ-1 не требует специального и сложного оборудования, может быть организовано на любом заводе деревянного и смешанного самолетостроения, позволит снять с производства и заменить собой С-1, АП, СП.

… Учитывая острую необходимость и возможность широкого применения СХ-1 как в ВВС, так и в Аэрофлоте, HK0 и ГУГВФ просят включить СХ-1 в план производства на 1940 г. на одном из заводов.»

Приведенное письмо не привело к положительным решениям в отношении самолета Бедунковича. И, пожалуй, не стоит искать какие-либо особенные тому причины, ибо обеспечить СХ-1 двигателями МГ-31 по причине их отсутствия все равно бы не смогли, в 1939-1940 годах работы по этим двигателям были свернуты.

ЛТХ:

Модификация: СХ-1
Размах крыла, м: 12,80
Длина самолета, м: 10,70
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла,м2: 41,10
Масса, кг
-пустого самолета: 1215
-максимальная взлетная: 2150
Тип двигателя: 1 х ПД МГ-31Ф
-мощность, л.с.: 1 х 330
Максимальная скорость, км/ч: 182
Крейсерская скорость, км/ч: 146
Практическая дальность, км: 600
Практический потолок, м: 3800
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: бак с химикатами или 6 пассажиров или 3 больных на носилках и медперсонал.

1.Самолёт СХ-1.

Самолёт СХ-1.

2.Самолёт СХ-1.

Самолёт СХ-1.

3.Самолёт СХ-1.

Самолёт СХ-1.

4.Сборка СХ-1 на лыжном шасси.

Сборка СХ-1 на лыжном шасси.

Двигатель МГ-31Ф на самолете СХ-1.

СХ-1. Рисунок.

Размещение раненых в СХ-1. Рисунок.

СХ-1. Схема.

СХ-1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья №6, 2011. Михаил Маслов. Братья «Кукурузники».