Сельскохозяйственный самолет СХ-1 (ЛИГ-10).

Разработчик: Бедункович
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.0.СХ-1.

Группа инженеров Ленинградского института ГВФ под руководством Анатолия Георгиевича Бедунковича в 1937 году разработала новый многоцелевой самолет. Главное его назначение — сельскохозяйственные работы: аэросев, опыление и подкормка растений удобрениями. Конструкторы предусмотрели применение самолета без серьезных переделок также в санитарной авиации и для пассажирских и почтово-грузовых перевозок на местных авиалиниях. В сельскохозяйственном варианте в фюзеляж ставился бак для химикатов или посевного материала объемом до 1,8 кубических метров, а при использовании на авиалиниях в фюзеляже помещалось 6 пассажиров или 3 больных на носилках и медперсонал.

Конструкция самолета, получившего название СХ-1 (ЛиГ-10), смешанная. Фюзеляж — форменный, сварной из труб, каркас крыльев общей площадью 41,17 квадратных метров из дерева, оперения из дюраля. Обшивка везде полотняная. Шасси неубираемое. Для удобства хранения самолета коробка крыльев могла складываться вдоль фюзеляжа. Вес пустого самолета — 1215 кг, взлетный в пассажирском варианте — 1975 кг, в сельскохозяйственном — 2150 кг.

Самолет прошел испытания в 1937-1938 годах. Испытания подтвердили полное соответствие машины многоцелевому назначению. Максимальная скорость с двигателем МГ-31Ф мощностью 330 л.с. превышала 180 км/час, посадочная — 60 км/час, разбег и пробег — не более 200 м, что позволяло эксплуатировать СХ-1 на небольших полевых аэродромах. Потолок — 3800 м.

После испытаний СХ-1 был передан в опытную эксплуатацию на аэросеве, в грузовом и санитарном вариантах. Как санитарный самолет применялся в войне с белофиннами. В начале 1941 года было решение о его серийной постройке, но начавшаяся война сломала эти планы.

ЛТХ:

Модификация: СХ-1
Размах крыла, м: 12,80
Длина самолета, м: 10,70
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла,м2: 41,10
Масса, кг
-пустого самолета: 1215
-максимальная взлетная: 2150
Тип двигателя: 1 х ПД МГ-31Ф
-мощность, л.с.: 1 х 330
Максимальная скорость, км/ч: 182
Крейсерская скорость, км/ч: 146
Практическая дальность, км: 350
Практический потолок, м: 3800
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: бак с химикатами или 6 пассажиров или 3 больных на носилках и медперсонал.

1.Самолёт СХ-1.

Самолёт СХ-1.

2.Самолёт СХ-1.

Самолёт СХ-1.

3.Самолёт СХ-1.

Самолёт СХ-1.

4.Сборка СХ-1 на лыжном шасси.

Сборка СХ-1 на лыжном шасси.

5.СХ-1. Рисунок.

СХ-1. Рисунок.

6.СХ-1. Схема 1.

СХ-1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья. Михаил Маслов. Братья «Кукурузники».