Средний военно-транспортный самолет Ил-76МД.
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.
Ил-76МД предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. При установке недорогого специального оборудования может использоваться для тушения сильных пожаров. Первая опытная машина была создана в 1981 году (первый полет состоялся 6 марта 1981 г.) на базе Ил-76М, а с июня 1984 года Ил-76МД начал поступать на вооружение. Ил-76МД — самолет автономной эксплуатации. В течение двух месяцев он способен выполнять задачи вдали от родного аэродрома и обслуживается только силами экипажа. Силовая установка, все системы, оборудование и вооружение полностью сохранены, и лишь в конструкцию планера введены конструктивные изменения, связанные с увеличением ресурса и взлетной массы. При эксплуатации с бетонированных ВПП первого класса взлетная масса самолета возросла со 170 до 190 т в основном за счет заправляемого топлива и незначительно — за счет увеличения массы конструкции. Это позволило повысить дальность полета самолета Ил-76МД с максимальной транспортной нагрузкой на 40%. Тележка шасси, в отличие от Ил-76М, расположена не вдоль, а поперек, что повышает взлетно-посадочные характеристики при использовании грунтовых аэродромов. Для предотвращения попадания грязи ниша шасси во время взлета и посадки закрыта. На Ил-76МД применены уникальные трехщелевые закрылки. Ил-76МД оборудован специальными средствами десантирования людей и техники, выброса грузов. Основные системы самолета многократно резервированы.
Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях противодействия ПВО противника и включает прицельно-навигационный пилотажный комплекс, радиосвязное, десантно-транспортное оборудование и средства индивидуальной защиты.
В состав ПНПК входят:
-курсовая система;
-РЛС обзора земной поверхности;
-центральный цифровой вычислитель;
-система автоконтроля;
-система автоматического управления полетом;
-радиотехническая система ближней навигации и посадки;
-радиолокационный запросчик-ответчик;
-оптико-инфракрасный прицел;
-аппаратура сигнализации об опасном сближении с землей.
Радиосвязное оборудование включает:
-КВ-радиостанцию;
-аварийную радиостанцию;
-самолетное переговорное устройство;
-аппаратуру речевого оповещения;
-магнитофон.
Десантно-транспортное оборудование предназначено для загрузки, выгрузки и десантирования людей, техники и грузов, размещения и швартовки их при перевозке. Состоит из тельферного, рольгангового, швартовочно-такелажного, вспомогательного парашютного и санитарного оборудования.
Ил-76МД оснащен средствами индивидуальной и огневой защиты, в состав которых входят:
-станция предупреждения об облучении;
-станция для создания радиопомех;
-инфракрасные патроны;
-автомат выброса дипольных отражателей и две авиационные пушки калибра 23 мм с радиолокационной прицельной станцией (для отражения атак с задней полусферы). Под крылом могут устанавливаться подвески для четырех 250-кг авиабомб или радиомаяки на съемных пилонах.
По транспортным возможностям Ил-76МД превосходит Ил-76М в 1,2 раза, а перед своим зарубежным аналогом С-141 имеет преимущества в эксплуатации самолета с укороченных и грунтовых аэродромов, в возможности длительной автономной эксплуатации. Кроме того, оснащенность вооружением Ил-76МД, присущая ему высокая механизация погрузочно-разгрузочных работ и большая допустимая масса моногруза до 48 т (на С-141 — 36 т) значительно превышают его возможности по сравнению с С-141А. Ил-76МД применялся в ходе боевых действий в Афганистане, где в боевой обстановке он неоднократно подтверждал свои высокие летные характеристики и надежность. Известен случай, когда на высоте 7,5 тыс. м в самолет попала ракета и вырвала из фюзеляжа кусок обшивки размером 2,5 x 2 м. С этим повреждением машина прошла еще более 200 км и произвела благополучную посадку.
С целью обеспечения соответствия самолета Ил-76МД (ТД) нормам ИКАО по уровню шума на местности и нормам по эмиссии двигателей в ОКБ проведены работы по установке на самолеты двигателей ПС-90А. Самолеты в этом случае будут полностью соответствовать этим нормам и смогут без ограничений летать на любых маршрутах, совершать посадки и взлеты на любых зарубежных аэродромах, где с апреля 2002 года неукоснительно соблюдаются жесткие ограничения.
Получилось так, что двигатели ПС-90А в первую очередь будут установлены на нескольких самолетах Ил-76МД, принадлежащих ВВС нашей страны и которые обеспечивают перелеты Президента России в зарубежные страны.
В течение нескольких лет продолжаются переговоры с авиакомпаниями, которые имеют в своем составе самолеты Ил-76ТД, о необходимости проведения работ по замене двигателей Д-30КП на двигатели ПС-90А. По нашему мнению, прежде всего авиакомпании должны были первыми откликнуться на эту проблему и найти источник финансирования доработок самолетов. Причем сегодня вся документация на проведение этих доработок выпущена (за счет АК им. С.В.Ильюшина), внедрена в производство и прошла всестороннюю оценку, включая летную, на самолете Ил-76МФ. То есть авиакомпании ничем не рискуют, а вкладывая свои средства, получают самолет, полностью отвечающий международным нормам. При этом летно-технические характеристики изменяются незначительно, даже в лучшую сторону. Но авиакомпании предпочитают другое решение — добивать самолеты по ресурсу (доставшиеся им практически бесплатно в результате раздела бывшего «Аэрофлота» и раздела самолетов, оставшихся в бывших союзных республиках СССР), не вкладывая в их модернизацию ни копейки.
Опытное конструкторское бюро готовится и к работам по глубокой модернизации пилотажно-навигационного оборудования. И через некоторое время в кабине экипажа будут установлены шесть многофункциональных жидкокристалических экранных индикаторов, на экранах которых будет полностью отображаться вся пилотажно-навигационная информация, а также будет отображаться вся информация о работе систем самолета. Для этого придется заменить некоторые системы и оборудование.
ЛТХ:
Модификация: Ил-76МД
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета: 92000
-максимальная взлетная: 190000
-полезной нагрузки: 48000-50000
Топливо, л: 109480
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП серии 2
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 750-800
Дальность, км
-с грузом 20 тонн: 7200
-с грузом 47 тонн: 4200
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6/7
Полезная нагрузка: 140 солдат или 128 парашютистов или до 48000 кг груза
Вооружение (опционально): две 23-мм пушки ГШ-23Л.
Ил-76МД на стоянке.
Ил-76МД на стоянке.
Ил-76МД на стоянке.
Ил-76МД после взлета.
Ил-76МД «Тверь» в полете.
Ил-76МД заходит на посадку.
Ил-76МД заходит на посадку.
Ил-76МД на рулежке.
Погрузка БМД-2 в Ил-76МД.
Десантирование из Ил-76МД.
Десантирование из Ил-76МД.
Выброска десанта на Северный Полюс. 17 апреля 2014 г.
Выброска десанта на Северный Полюс. 17 апреля 2014 г.
Выброска десанта на Северный Полюс. 17 апреля 2014 г.
После десантирования на Северный Полюс.
Ил-76 МД. Рисунок.
Ил-76МД «Николай Зайцев». Рисунок.
.
.
Список источников:
Авиация и Космонавтика. Николай Тиликов. Самолет Ил-76 и его транспортные модификации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Универсальный грузовик.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Оперативно-тактический ВТС Ил-76.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Крылья Родины. Г.В.Новожилов. Самолет-солдат.
Крылья Родины. Г.Пакилев. Ил-76 — «рабочая лошадка» ВТА.
Роман Астахов. Русская Сила. Военно-транспортный самолет Ил-76.
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-76МД Военно-транспортный самолет.
Фотоархив сайта russianplanes.net