Сельскохозяйственный самолет Ту-134СХ.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.0.Ту-134СХ

К числу самых «экзотических» модификаций самолета относился Ту-134СХ (сельскохозяйственный). Заказчик, то есть Министерство сельского хозяйства СССР, обосновало свою потребность в варианте СХ тем, что практически никто в стране не имел объективной информации о состоянии лесов, озер, земельных угодий, а главное, посевов. То есть, по вопросам — где, сколько, чего растет и как созревает, приходилось полагаться на доклады с мест. ОКБ Туполева взялось разработать такой самолет. На первых экземплярах использовали французское оборудование, а потом перешли на советское, производства Азовского оптико-механического завода.

Когда СХ начали летать, против них восстали все председатели колхозов, районное и областное начальство. Потому что на стол министру сельского хозяйства ложились расшифровки о реальном состоянии полей, засеянных площадей, их засоренности, готовности к уборке и тому подобное. И министр делал свои выводы. Так, говорят, что в каком-то застойном году среднеазиатские руководители рассчитывали получить за хлопок очередные звания Героев Соцтруда. После облета полей «СХ» речь пошла уже не о наградах, а об уголовных статьях. Помимо прямого назначения, самолеты Ту-134СХ использовались также для ледовой разведки и разведки рыбных промыслов.

ЛТХ:

Модификация: Ту-134СХ
Размах крыла, м: 29,00
Длина самолета, м: 37,10
Высота самолета, м: 9,02
Площадь крыла, м2: 127,3
Масса, кг
-пустого самолета: 27960
-максимальная взлетная: 43000
Внутреннее топливо, л: 13200
Тип двигателя: 2 х ТРДД Д-30-II
Тяга, кН: 2 х 66,68
Крейсерская скорость, км/ч: 900
Перегоночная дальность, км: 3500
Практическая дальность, км: 1900
Практический потолок, м: 11900
Экипаж, чел: 3-4.

1.Второй экземпляр Ту-134СХ.

Второй экземпляр Ту-134СХ.

2.Обтекатели антенн РЛСБО и открытый фотолюк.

Обтекатели антенн РЛСБО и открытый фотолюк.

3.Ту-134СХ на стоянке.

Ту-134СХ на стоянке.

tu-134sh-na-stoyanke

Ту-134СХ на стоянке.

tu-134sh-na-stoyanke-2

Ту-134СХ на стоянке.

4.Передача заказчику крайнего серийного Ту-134СХ.

Передача заказчику крайнего серийного Ту-134СХ.

5.Ту-134СХ. Рисунок.

Ту-134СХ. Рисунок.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Фаворит на средних дистанциях.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Туполев Ту-134СХ».