Легкий транспортный самолет По-2Л.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.po-2l

Начиная с 1945 года строили небольшими сериями модификацию По-2Л с обустроенной кабиной для двух пассажиров, ведущую свою родословную от санитарного С-2. От По-2ШС к нему перешли элероны и рули с аэродинамической компенсацией, триммер на руле высоты. Кабина пилота по-прежнему оставалась открытой, а габариты фюзеляжа не менялись. Такие машины до 1947 года выпускал завод № 387, затем № 463 и № 168, некоторые авиаремонтные базы. Причем порою строились не новые самолеты, а производились переделки при проведении капитального ремонта уже значительно полетавших По-2.

Особо стоит сказать об изменении длины носовой части самолета — этот прием эпизодически использовался за весь период его совершенствования. Впервые фюзеляж удлинили на 300 мм на участке от узла крепления несущих расчалок крыла до противопожарной перегородки в санитарном С-1. Причиной решения стала слишком задняя центровка при размещении больного на носилках и необходимость размещения топливного бака в фюзеляже. Однако в последних сериях С-1 и в С-2 образца 1940 года с целью унификации с базовым У-2 фюзеляж остался прежним, а топливный бак разместился в центроплане верхнего крыла. В конце войны вновь появились С-2 и По-2Л с удлиненной на 304 мм носовой частью. На этот раз стремились разместить топливный бак непременно в фюзеляже, что значительно облегчало эксплуатацию самолета в полевых условиях. Впрочем, указанное изменение не стало нормой, ибо продолжали выпускать самолеты с обычной длиной фюзеляжа.

В 1946 году на заводе № 387 в Казани в соответствии с требованиями ГВФ изготовили модернизированный самолет По-2Л, главным внешним отличием которого от выпускавшихся ранее «лимузинов» стала закрытая кабина пилота. Кроме этого, длину пассажирской кабины в нем увеличили до 1300 мм, вынос верхнего крыла для обеспечения безопасной центровки уменьшили на 200 мм, использовали новый моторный капот по типу имевшегося на самолете УТ-2. Двухместная пассажирская кабина была оборудована мягкими сидениями, вентиляцией и освещением, обита утепляющим материалом. Самолет мог использоваться и в санитарном варианте.

Испытания этого По-2Л начали в Казани и продолжили в октябре 1946 года на аэродроме НИИ ГВФ Захарково (Москва, северное Тушино, напротив здания Северного речного вокзала). Летчики Спиваковский, Петров и Васильченко не обнаружили отличий в технике пилотирования по сравнению с другими По-2 и высоко оценили кабину, закрытую плексигласовым фонарем. Самолет рекомендовали к серийному производству для ГВФ. Неустановленное количество таких По-2Л построили, однако редкие фотографии «кукурузников» с закрытой пилотской кабиной свидетельствуют, что было их совсем немного.

В период 1947-1949 годов последняя серия По-2 строилась на авиационном заводе № 168 в Ростове-на-Дону. Часть из них выпускалась как По-2Л. Использовался на местных линиях ГВФ для перевозки пассажиров, грузов и почты. На самолетах заводского выпуска с 1948 года вынос верхнего крыла уменьшен с 800 мм до 600 мм, оборудована закрытая кабина для размещения двух пассажиров или врача и больного на стандартных носилках. Эта кабина по сравнению с другими модификациями оценивалась как более комфортабельная. Внутри была отделана под орех, боковины обшиты драпом, установлены мягкие сиденья с подлокотниками. Кроме того, имелось освещение, откидной столик, были предусмотрены даже занавески.

По-2Л, переоборудованные из учебных По-2, имели все перечисленные отличия, однако комфортабельность пассажирской кабины расценивалась ниже по уровню. При установке сдвижного фонаря пилота передняя часть пассажирской кабины устанавливалась неподвижной.

ЛТХ:

Модификация: По-2Л
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 8,70
Высота, м: 3,10
Площадь крыла, м2: 33,15
Масса, кг
-пустого самолета: 780
-нормальная взлетная: 1250
Тип двигателя: 1 х ПД М-11К
-мощность, л.с.: 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 115
Практическая дальность, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 83
Практический потолок, м: 2400
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: два пассажира.

1.Легкий транспортный самолет По-2Л.

Легкий транспортный самолет По-2Л.

1а.По-2Л Аэрофлота на стоянке.

По-2Л Аэрофлота на стоянке.

1б.По-2Л Аэрофлота на стоянке.

По-2Л Аэрофлота на стоянке.

2.Легкий транспортный самолет По-2Л.

По-2Л на лыжном шасси.

3.По-2Л на лыжном шасси.

По-2Л на лыжном шасси.

4.По-2Л на лыжном шасси на стоянке.

По-2Л на лыжном шасси на стоянке.

5.По-2Л с вертикальным оперением по типу По-2ШС

По-2Л с вертикальным оперением по типу По-2ШС.

6.По-2Л завода № 387 с закрытой кабиной пилота.

По-2Л завода № 387 с закрытой кабиной пилота.

7.По-2Л в полете.

По-2Л в полете.

8.Пассажирская кабина По-2Л.

Пассажирская кабина По-2Л.

9.По-2Л. Рисунок.

По-2Л. Рисунок.

10.По-2Л. Схема.

По-2Л. Схема.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиация и Время. Юрий Гугля, Александр Котлобовский. Сага о небесном тихоходе.
Мир Авиации. Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин. Легендарный У-2.
Крылья Родины. Владимир Иванов. Как Создавался У-2.