Учебная летающая лодка МУP-1 (-2).

Разработчик: Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1926 г.0.мур-1

К 1924 году те немногие летающие лодки М-5 и М-20, что использовались для обучения морских летчиков, значительно износились и обветшали. Попытки строить их в небольшом количестве для восполнения имеющегося парка учебных аппаратов казались уже малопродуктивными. Использование поплавковых бипланов МУ-1 также полностью не решало проблемы обучения, поэтому 26 июня 1925 года на имя Григоровича было направлено предложение о создании нового учебного самолета, способного заменить старые «пятаки» и «двадцатки». Этот учебный аппарат предполагался под двигатель М-2 (Le Rhone 9J) мощностью 120 л.с., поэтому получил обозначение МУР-1 (Морской учебный с двигателем «Рон» — первый).

На деле новый самолет стал очередной модификацией М-5, в котором трехстоечную коробку крыльев заменили одностоечной меньшего размаха. В сечении крыла и оперения использовали более толстый профиль, дополнительно усилили хвостовую часть корпуса лодки для уменьшения ее скручивания на виражах.

При испытаниях МУР-1 показал более высокую полетную скорость — около 120 км/ч, однако по другим показателям оказался хуже М-5. Его нормальная центровка составила около 50% САХ, поэтому для обеспечения безопасного полета в носу лодки приходилось закреплять одну или две двухпудовые гири. Понятно, что с такими «улучшениями» МУР-1 не мог считаться учебным самолетом. Тем не менее, первый опытный экземпляр был сдан и облетан в сентябре 1926 года, а в октябре этого же года летчик Т.С.Жуков вывез на нем в учебный полет летчика Растягаева.

Далее построили новый корпус лодки, который отличался увеличенной до 14° поперечной килеватостью в районе редана. Самолет с новой лодкой получил наименование МУР-2, впрочем дальнейшего развития не получил и он. Известно только, что МУР-2 эксплуатировался несколько лет. В частности, на нем в период 1929-1931 годов проводились опыты по измерению давления воды на днище лодки на разных режимах — рулении, глиссировании и посадке.

ЛТХ:

Модификация: МУР-1
Размах крыла, м: 11,50
Длина, м: 8,04
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 33,00
Масса, кг
-пустого самолета: 700
-нормальная взлетная: 1000
Тип двигателя: 1 х ПД М-2
-мощность, л.с.: 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч: 129
Крейсерская скорость, км/ч: 105
Продолжительность полета, ч: 3
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2.

1.Учебная летающая лодка МУР-1.

Учебная летающая лодка МУР-1.

2.Учебная летающая лодка МУР-1.

Учебная летающая лодка МУР-1.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Сайт «Уголок неба». 2015 страница: «Григорович МУP-1(2)».