Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В (УТИ Ла-9).
Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.
Учебно-тренировочный истребитель, получивший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался двухместной кабиной с дублированными пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля ВМГ. сдвоенным управлением самолетом и двигателем, а также неубирающимся костыльным колесом. Количество бензобаков сократили до трех, сохранив одну пушку НС-23 с боезапасом 100 патронов.
Дополнительно установили оборудование для ночных полетов, шторки для обучения полету по приборам в передней кабине, фотоустановку для плановой съемки, переговорное устройство и приспособление для буксировки конуса.
В мае 1947 года Ла-9В прошел заводские испытания, выполнив 8 полетов, а 2 июня начались госиспытания. Ведущим инженером и вторым пилотом на этом этапе испытаний был В.И.Алексеенко, ведущим летчиком — И.М.Дзюба.
Как и любая новая техника. Ла-9В обладал рядом дефектов и недостатков. Впрочем, это не помешало в выводах «Акта…» по результатам госиспытаний отметить, что самолет «…по пилотажным и летно-техническим данным, а также по объему оборудования может быть широко использован в школах и частях ВВС в качестве учебно-тренировочного истребителя для обучения и тренировки летного состава.
По пилотажным качествам, устойчивости и управляемости самолет аналогичен одноместному боевому самолету Ла-9 с мотором АШ-82ФН и доступен летчикам средней квалификации для пилотирования, как из передней, так и из задней кабин…»
С апреля 1948 года началось серийное производство «спарки» на заводе № 99 в г.Улан-Удэ под обозначением УТИ-Ла-9 (УТИЛа-9, изделие «49»). В этом же году машину № 49990609 перегнали в НИИ ВВС на контрольные испытания.
После их завершения самолет передали на 301-й завод для доработок. На «спарке» заменили пушку на пулемет УБС. Вместо прицела АСП-1Н установили АСП-3Н, а также новое светотехническое и противопожарное оборудование. Костыль заменили на новый по типу Ла-11.
В таком виде самолет прошел госиспытания и был рекомендован в серию. Ведущими по машине были летчик П.М.Стефановский и инженер-летчик И.Н.Соколов.
В заключении «Акта…» по результатам госиспытаний отмечалось, что «…применение УБС позволяет использовать самолет для проведения учебно-тренировочных полетов со стрельбой не только по наземным, но и по воздушным целям». Ведь при стрельбе из пушки имелась большая вероятность поражения не только мишени-конуса, но и буксировщика.
С 1947 года 99-й завод выпускал и боевые машины. Испытания первой из них № 01-01, собранной из деталей 21-го завода, начались 9 июля. Завод выпускал «спарки» как с пулеметами УБС, так и пушками НС-23.
ЛТХ:
Модификация: Ла-9В
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,625
Высота, м: 3,56
Площадь крыла, м2: 17,59
Масса, кг
-пустого: 2554
-нормальная взлетная: 3285
-топлива (максимально): 379
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 558
-на высоте: 659
Практическая дальность, км: 955
Скороподъемность, м/мин: 1000
Практический потолок, м: 11125
Экипаж: 2
Вооружение: 1 х 23-мм пушка НС-23 или 1 х 12,7-мм пулемет УБС.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В. Ейское военное авиационное училище летчиков.
Ла-9В в полете.
Группа Ла-9В в полете. На заднем плане виден Ла-7УТИ.
Самолет Ла-9В в экспозиции авиационного музея в Китае.
Приборная панель передней кабины.
Приборная панель задней кабины.
Ла-9В ВВС СССР. Рисунок.
Ла-9В ВВС КНР. Рисунок.
Ла-9В. Схема.
Ла-9В. Схема.
Ла-9В. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Армада. Владимир Перов, Николай Якубович. Истребители Ла-9 и Ла-11.
Материалы сайта «Палитра крыла».