Дзюба Иван МихайловичДзюба Иван Михайлович (1918-1995).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (05.07.1961 г.), Герой Советского Союза (21.07.1942 г.), полковник.

Родился 1 мая 1918 года в с. Огульцы ныне Валковского р-на Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на харьковском паровозоремонтном заводе.
В Красной Армии с 1938 года.
В 1938 году окончил Одесскую ВАШП. Накануне войны вместе с Г.Я.Бахчиванджи принял участие в войсковых испытаниях истребителя Як-1.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 12-го ИАП, был командиром эскадрильи. Совершил 238 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил 12 самолётов противника.

Член КПСС с 1941 года.

21 июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С сентября 1943 года на испытательной работе в НИИ ВВС. Провел госиспытания ЛаГГ-3 дублера с ВК-105ПФ, Ла-7 (1944 г.), Ла-9В, Ла-9М (так изначально назывался Ла-11), «152» (1947 г.), Ла-9РД (1947-1948 гг.), Як-11 (1948 г.), Ил-40 (1954 г.).

Освоил 117 типов и модификаций самолётов. Одним из первых освоил технику пилотирования реактивных самолётов. Испытывал средства спасения лётчика, системы вооружения, определял характеристики устойчивости и управляемости самолётов.
По воспоминаниям Г.Т.Берегового: «Дзюба славился своей профессиональной настойчивостью, умением выжать, как мы говорили, ситуацию до конца».
Уже в 1944 году он провел несколько различных испытаний самолётов ОКБ С.А.Лавочкина, при этом выявил серьезные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.

Иван Михайлович часто говорил, что смысл испытательской работы состоит в превращении самолёта-загадки в лучшего боевого друга. Но до этого «превращения» бывало один неприятный сюрприз следовал за другим. Однажды, например, в одном из полетов при испытании средств спасения на самолёте непроизвольно сорвалась подвижная часть фонаря кабины и ударила Дзюбу по голове. Лётчик потерял сознание. Когда очнулся, машина стремительно пикировала, земля неумолимо приближалась. Собрав все силы, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полет, а затем произвел благополучную посадку. Вскоре после выяснения дефекта на системе сброса фонаря были проведены соответствующие доработки.

В 1947 году в одном из полетов Дзюбы на истребителе «152» ОКБ С.А.Лавочкина отказал двигатель. При вынужденной посадке машина оказалась основательно повреждена и ее не восстанавливали.

В сентябре 1950 года завершались гос. испытания опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика Ла-200. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров самолет вдруг резко накренило. Из-за обрыва тяги привода одного из закрылков, закрылок выпустился лишь с одной стороны. Но Дзюба среагировал мгновенно. Он сразу же убрал закрылки, ушел на второй круг и сел на повышенной скорости без использования механизации крыла.

Через несколько дней на самолёте-лаборатории УТИ МиГ-15 в момент катапультирования из второй кабины парашютиста-испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но постепенно он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел раненый «МиГ» на аэродром.

Начальник 1 испытательного отдела ГК НИИ ВВС.

В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в первый отряд космонавтов ( всего 20 человек ), а 11 января 1960 года было принято решение о формировании Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключен и Иван Михайлович Дзюба. В числе его учеников были Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, А.Г.Николаев.
С 1972 года полковник Дзюба в отставке. Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
С 1974 года в Главном штабе ВВС.

Скончался 12 октября 1995 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-орден Ленина;
-два ордена Боевого Красного Знамени;
-ордена Отечественной войны 1 и 2 степени;
-орден Красной Звезды;
-медали.

.

.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Дзюба Иван Михайлович.
И.И.Родионов. Хронология авиации.
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.