Учебно-тренировочный самолет Г-28 «Кречет».

Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.0.г-28

Планерный завод, производивший планеры В.К.Грибовского, закрыли в марте 1939 года в связи с передачей его профессору Левкову для постройки аппаратов на воздушной подушке. Опытный отдел завода ликвидировали, а Грибовского зачислили в резерв Управления Авиации Осоавиахима. В этих условиях конструктор добился перевода в систему наркомата авиапромышленности (НКАП).

Первоначально, в декабре 1939 года, КБ Грибовского создается как филиал завода № 301, с размещением в здании недостроенного гаража Мосвоенторга в подмосковном поселке Павшино. В этот период разрабатываются несколько эскизных проектов учебных самолетов, один из которых — одноместный тренировочный истребитель Г-28 (ТИ-28, Гр — Кречет) утвержден руководством ВВС и внесен в план дальнейших работ. 10 марта 1940 года следует приказ об образовании опытного конструкторского бюро № 28 (ОКБ-28) НКАП во главе с Главным конструктором В.К.Грибовским.

ТИ-28 — свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом площадью 11,6 м2. Профиль крыла RAF-34. Фюзеляж типа полумонокок. Кабина летчика закрытая со сдвижным назад фонарем. Хвостовое оперение обычной схемы с изящными, характерными для творчества Грибовского, обводами киля и руля поворота. Для упрощения самолета и снижения производственных расходов одностоечные шасси, крепившиеся к лонжерону крыла, как и хвостовое колесо, спроектированы неубирающимися. В конструкции тренировочного истребителя максимально использовано дерево. Не только фюзеляж, но и крылья ТИ-28 деревянные. Стабилизатор, щитки, каркасы рулей поворота и высоты — дюралевые, обшитые полотном. Рули с полной весовой балансировкой и аэродинамической компенсацией.

Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного двигателя воздушного охлаждения перевернутого типа МВ-6. Его взлетная мощность 240 л.с. Винт двухлопастный, фиксированного шага. В соответствии с главным назначением кабина летчика имела оборудование, необходимое для совершенствования техники пилотирования не только днем, но и ночью, на больших высотах. Для отработки навыков стрельбы и бомбометания на ТИ-28 был установлен один синхронный пулемет ШКАС с запасом 400 патронов, фотокинопулемет и коллиматорный прицел ПАК-1. На балках под крылом могли подвешиваться бомбы калибром 10,25 или 40 кг.

Самолет построили весной 1940 года, а первый полет на нем совершил летчик ЛИИ В.Гаврилов 22 мая. Менее чем за месяц ТИ-28 прошел все летные испытания. Помимо заводского испытателя В.Гаврилова, ТИ-28 опробовали в воздухе ведущие летчики-испытатели М.Громов, А.Юмашев и П.Стефановский. Испытатели отмечали его хорошие пилотажные свойства. Для улучшения разгонных характеристик рекомендовалось установить двигатель МВ-6А и вновь испытать самолет. Но в связи с началом войны все работы по ТИ-28 были прекращены. В 1941 году опытный экземпляр перелетел в Свердловск, однако дальнейшая его судьба неизвестна.

Строился и второй экземпляр ТИ-28, который Грибовский при эвакуации забрал с собой, надеясь довести до летного состояния. Однако на новом месте такой возможности не представилось.

В марте 1941 года в ОКБ-28 началась разработка двухмоторного тренировочного самолета «Беркут». В соответствии с эскизным проектом построили полноразмерный макет, который рассматривала комиссия ВВС. Но при эвакуации спасти «задел» по машине не удалось. Документацию и макет «Беркута» уничтожили, в дальнейшем работы по нему не возобновлялись. Конструкторский коллектив сосредоточил свои усилия на создании десантных планеров, в частности, серийного Г-29 (Г-11).

Подводя итог работы В.К.Грибовского в Наркомате авиапромышленности, следует отметить, что ему в короткий срок удалось создать полноценное КБ, способное вести самостоятельную разработку сложных образцов авиатехники.

ЛТХ:

Модификация: Г-28
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 7,66
Высота, м: 2,80
Площадь крыла, м2: 11,60
Масса, кг
-пустого самолета: 897
-нормальная взлетная: 1157
Тип двигателя: 1 х ПД МВ-6
-мощность, л.с.: 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч: 275
Крейсерская скорость, км/ч: 226
Практическая дальность, км: 500
Практический потолок, м: 6600
Экипаж, чел: 1
Вооружение: синхронный 7,62-мм пулемет ШКАС, фотокинопулемет и до 40 кг мелких бомб.

2.Г-28 Кречет.

Учебно-тренировочный самолет Г-28 «Кречет».

3.Г-28. Рисунок.

Г-28. Рисунок.

2а.Модель самолета Г-28 Кречет.

Модель самолета Г-28 «Кречет».

4.Г-28. Схема.

Г-28. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
Крылья Родины. В.Михайлов, В.Перов, И.Султанов. ТИ-28.
Крылья Родины. Ивнамин Султанов. Конкурс канул в небытие.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.