Учебно-тренировочный самолет П-1 (2УБ-III).

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 14 марта 1926 г.0.П-1

Обозначение «П» («Переходной») в 1920-е годы использовалось для летательных аппаратов, занимающих промежуточное назначение между учебными и боевыми самолетами. На «переходных» самолетах продолжали обучение молодые пилоты, а опытные летчики могли совершенствовать навыки боевого применения. Такой самолет отличался установкой меньшего по мощности двигателя и, соответственно, заниженными летными характеристиками. Одновременно он мог использоваться в качестве ближнего разведчика.

Согласно справке, подготовленной в НИИ ВВС в 1929 году, впервые вопрос о проектировании переходного самолета с двигателем Sydney «Puma» мощностью 240 л.с. возник по инициативе председателя технической секции Татарченко в ноябре 1924 года. Возбуждение данного вопроса совпало с очередными изменениями планов в авиапромышленности. До 1 ноября 1924 года программы опытного строительства на ГАЗ № 1 не существовало. Такая программа, включавшая разработку пяти новых перспективных летательных аппаратов, впервые была утверждена 24 января 1925 года. Значился там и тренировочный самолет (иногда его называли школьным или школьно-тренировочным) с двигателем BMW мощностью 185 л.с. Чуть позднее эта программа несколько расширилась и в мае 1925 года была увязана с трехлетним планом опытного самолетостроения. Именно в ходе формирования плана самолет впервые называют переходным и окончательно останавливаются на распространенном двигателе BMW.IIIа мощностью 185 л.с. Для его определения используют обозначение 2УБ-III (двухместный, учебный, с двигателем BMW.III).

Николай Поликарпов первые наброски проекта переходного самолета выполнил осенью 1924 года, затем его проектирование велось в техническом отделе ГАЗ №. Подготовка детальной конструкторской документации началась весной 1925 года, а с середины года машина находилась в постройке.

2УБ-III представлял собой нормальный двухместный биплан деревянной конструкции. Крылья (профиль «Геттинген 426») и оперение покрыты полотном. Коробка крыльев, согласно требованиям УВВС, снабжена жесткой расчалкой-подкосом из стальной профилированной трубы. Шасси из стальных труб снабжено резиновой жгутовой амортизацией (подобная амортизация стояла на У-2). Двигатель полностью закрыт дюралюминиевым капотом, поверхность которого для получения дополнительной жесткости имела продольный гофр (зиговку), радиатор охлаждения фронтальный, воздушный винт прикрыт коком-обтекателем.

Самолет закончили постройкой и вывели на аэродром для проведения испытаний 20 февраля 1926 года. Первый полет, 14 марта 1926 года, выполнил В.Н.Филиппов, который отметил вполне удовлетворительные летные качества 2УБ-III. С некоторым запозданием в период с сентября по декабрь 1926 года провели полные статические испытания, подтвердившие достаточную прочность конструкции.

В начале сентября 1926 года 2УБ-III передали в НОА ВВС (НИИ ВВС) для продолжения испытаний, которые закончились в середине февраля 1927 года. Самолет показал хорошие летные качества, и Авиатресту выдали заказ на постройку серии таких машин в количестве 10 штук, получивших в ВВС обозначение П-1 (переходной — первый) BMW.IIIа.

Еще до окончания испытаний первого экземпляра П-1, в ноябре 1926 года, в ВВС решили установить на нем вооружение — впереди один синхронизированный «Vickers» и один «Lewis» сзади, на турели. В феврале 1927 года ВВС заказали 10 таких П-1 с вооружением.

Однако установка вооружения значительно меняла полетную центровку и требовала перекомпоновки размещения экипажа и соответствующего усиления конструкции. Как раз в это время, а точнее, 14 апреля, рассматривался проект нового переходного самолета П-2 и решение было в его пользу. Поэтому в середине 1927 года заказ на серийное изготовление П-1 аннулировали, а все работы продолжили на следующем типе — П-2.

ЛТХ:

Тип: П-1
Длина, м: 7,462
Размах крыла, м: 10,45
Площадь крыла, м2: —
Двигатель: BMW.IIIа
-мощность, л.с.: 185
Вес пустого, кг: 915
Взлетный вес, кг: 1300
Нагрузка, кг: 307
Макс.скорость у земли, км/ч: 175
Эксплуатационная скорость, км/ч: 155
Время набора высоты 2000 м, мин.: 11,37
Практический потолок, м: 5120
Экипаж, ч: 2.

1.П-1 на лыжах.

Учебно-тренировочный самолет П-1 на лыжном шасси.

2.П-1 на лыжах. Вид спереди.

Учебно-тренировочный самолет П-1 на лыжном шасси. Вид спереди.

3.Схемы первых вариантов У-2.

П-1 (2УБ-III) и первый вариант У-2. Схема.

.

.

Источники:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиация и Время. Юрий Гугля. Сага о небесном тихоходе.
Авиация и время №5 2002 г.
М.А.Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Самолеты мира № 3 2000 г.