Учебно-тренировочный самолет У-3.

Разработчик: Михельсон, Морщихин
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

Через несколько лет, после начала серийного производства У-2, на заводе № 23 подготовили в развитие темы самолет с двигателем М-48 мощностью 200 л.с. (М-48 имел семь цилиндров, таких же, как и у пятицилиндрового М-11). Аппарат получил обозначение У-3. Авторы этой модификации, Н.Г.Михельсон и А.И.Морщихин, в схеме и конструкции практически полностью повторяли У-2 с некоторым увеличением размеров, сообразуясь с более мощным двигателем.

Самолет У-3 предполагалось использовать в качестве учебного и переходного, а в народном хозяйстве — как санитарный, пассажирский и сельскохозяйственный. По сравнению с прообразом полезная нагрузка заметно увеличилась. Конструкция У-3 была тщательно проработана в сторону уменьшения веса и получения большей весовой отдачи. В частности, использовались узлы и конструктивные элементы из дюраля, пустотелые болты (частично такие болты использовались и в У-2, например, в узлах шасси). Для улучшения обтекания двигатель М-48 оборудовали оригинальным семигранным кольцом Тауненда, сваренным из нержавеющей стали «энерж-6».

Деревянный фюзеляж самолета в передней части традиционно обшили фанерой, в хвостовой части — полотном. Внутри оборудовали многофункциональный отсек со съемным верхним гаргротом, позволявшим с легкостью трансформировать самолет в учебный, военный, санитарный и пассажирский варианты. Цельнодеревянное двухлонжеронное крыло (по типу У-2) имело профиль «Кларк V», стабилизатор — также деревянный, с изменяемым углом установки. Далее продолжать не имеет смысла, поскольку описание У-3 почти полностью, даже с совпадением некоторых размеров, повторяет описание У-2.

Испытания У-3 начались в Ленинграде в августе 1934 года. В сентябре самолет доставили в НИИ ВВС, где он испытывался с оборонительной турелью ТУР-7 и бомбами под нижним крылом. В целом самолет удовлетворял ВВС, рекомендовалось довести мощность М-48 с 200 л.с. до 220 л.с. и продолжить испытания. Однако М-48 дальнейшего развития не получил и самолет У-3 остался в единственном экземпляре.

ЛТХ:

Модификация: У-3
Размах крыла, м: 12,00
Длина, м: 9,00
Высота, м: 3,32
Площадь крыла, м2: 36,73
Масса, кг
-пустого самолета: 878
-нормальная взлетная: 1224
Тип двигателя: 1 х ПД М-48
-мощность, л.с.: 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 183
-на высоте: 163
Практическая дальность, км: —
Максимальная скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4350
Экипаж, чел: 2
Вооружение: один 7,62-мм пулемет на установке ТУР-7, легкие бомбы.

1.Учебный самолет У-3.

Учебный самолет У-3.

2.У-3 на испытаниях в НИИ ВВС.

У-3 на испытаниях в НИИ ВВС.

Семигранное 2кольцо2 Таунеда на У-3.

Семигранное «кольцо» Таунеда на У-3.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. Поликарпов У-2: «Небесный тихоход».