Спортивно-пилотажный самолет Су-26.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1984 г.

Интерес КБ Сухого к спортивным самолетам привел к строительству опытного образца Су-26, который совершил свой первый полет в июне 1984 года. Четыре машины были построены в первоначальном стандарте с двухлопастными винтами, после чего производство переключилось на Су-26М с переработанным хвостовым оперением и трехлопастным винтом Хоффмана (Hoffman).

Одноместный спортивно-пилотажный самолет Су-26М создан в ОКБ им. П.О.Сухого для выполнения наиболее сложных комплексов фигур высшего пилотажа, является одним из лучших в мире самолетов для обучения, тренировки и участия летчиков в соревнованиях по высшему пилотажу и показательных выступлениях.

С 1986 года на самолете завоевано более ста пятидесяти медалей на чемпионатах мира и Европы, из них более девяноста золотых. В 1992-1993 годах на самолетах Су-26М выиграны национальные первенства США и Австралии.

Благодаря своей уникальной конструкции, изготовленной на основе новейших технологий, самолет не уступает, появившимся значительно позже, лучшим зарубежным спортивно-пилотажным самолетам, а сочетание характеристик максимальной допустимой перегрузки, угловой скорости крена и скороподъемности все еще остается непревзойденным.

Су-26М имеет преимущество в характеристиках над существующими спортивно-пилотажными самолетами благодаря использованию современных композиционных материалов в его конструкции. Су-26М имеет необыкновенную прочность — разрушающая перегрузка составляет 23 единицы!

Конструктивными особенностями самолета являются высокие характеристики разгона и скороподъемности, отличная управляемость в сочетании с малыми нагрузками на органы управления, высокий уровень допускаемых перегрузок и круговой пространственный обзор из кабины.

Су-26М имеет захватывающие скорость крена, высотное перемещение и высокую маневренность по тангажу. Необыкновенная прочность конструкции самолета, в сочетании с 45-ти градусным наклоном сиденья позволяет летчику при пилотировании неоднократно использовать перегрузку +12/-10, что дает преимущество при управлении сравнительно скоростным самолетом в ограниченной пилотажной зоне.

Су-26М прост и экономичен в эксплуатации, имеет продолжительный срок службы.

Ферменный каркас фюзеляжа Су-26М сварной, из труб высокопрочной нержавеющей стали; съемный панели из композиционного материала с сотовым наполнителем образуют его обшивку. Неразъемное двухлонжеронное крыло полностью выполнено из композиционных материалов на основе угле- и органопластиков; панели обшивки крыла имеют сотовый наполнитель. Вертикальное и горизонтальное оперение также выполнено из композиционных материалов. Доля композиционных материалов в весе конструкции превышает 50%. Основные колеса шасси самолета размещаются на рессорах из титанового сплава и оснащены дифференциальными однодисковыми тормозами с гидравлическим приводом.

Впервые в истории нашего государства в 1989 году самолеты были проданы в США. И сегодня эксплуатируются в ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Испании, ЮАР более двух десятков Су-26М и его модификаций. В аэроклубах России находятся в эксплуатации более 30 самолетов.

На базе Су-26М построены модификации: Су-26МХ с крыльевыми топливными баками и Су-26М2 с системой трассирования траектории полета и дополнительным топливным баком. По желанию заказчика производится переоборудование самолета Су-26М в Су-26М2.

Техническое описание.

Крыло двухлонжеронное, неразъемное. Его симметричный аэродинамический профиль разработан специально для Су-26. Особенностями профиля являются:
а) небольшая вогнутость — аэродинамическое поджатие в районе элерона, что позволяет повысить эффективность элеронов;
б) несколько более острый, чем обычно, носок.
Такой носок профиля крыла дает возможность сократить время реакции машины на действия рулями, самолет становится более «чутким» и резким в управлении, четче выполняет «фиксации» и остановки вращения. Передний лонжерон крыла коробчатого сечения, полки из углепластика, стенки образованы намоткой стеклоткани. Внутренние полости лонжерона заполнены пенопластом.
В местах установки узлов навески крыла пенопластовый заполнитель лонжерона заменен деревянными бобышками, к которым крепятся металлические узлы. Задний лонжерон швеллерного сечения также из углепластика. В местах установки узлов навески элерона в задний лонжерон вклеены металлические вкладыши. Традиционных нервюр в крыле нет. Обшивка образована трехслойными стеклопластиковыми панелями с пенопластовым заполнителем. В корневой части крыла между лонжеронами вклеены топливные баки-отсеки, изготовленные из бензостойкого пенопласта. Изнутри баки выклеены стеклотканью и покрыты герметиком. Снаружи крыло тщательно отшпаклевано, обработано шкуркой, окрашено синтетическими эмалями и отполировано.

Элерон также имеет сплошной пенопластовый заполнитель, стеклопластиковую обшивку и коробчатый лонжерон с полками из углепластика. Между полками вклеены металлические узлы навески элерона. На каждом элероне имеются по два выносных аэродинамических компенсатора в виде треугольных пластин. Применение компенсаторов позволило снизить усилия на ручке управления при отклонении элеронов и получить строго линейный характер нарастания этих усилий.

Хвостовое оперение изготовлено из пластика. Киль и стабилизатор двухлонжеронной конструкции. Лонжероны из углепластика швеллерного сечения. Как и крыло, киль и стабилизатор не имеют нервюр, их обшивка образована трехслойными стеклопластиковыми панелями. Рули по конструкции аналогичны элеронам.

Фюзеляж Су-26 ферменный, что позволило снабдить кабину пилота круговым остеклением. Это значительно упрощает ориентировку при выполнении пилотажного комплекса над площадкой ограниченных размеров. Ферма фюзеляжа сварена из стальных труб, причем использована высокопрочная нержавеющая сталь ВНС-2. Обшивка фюзеляжа изготовлена из трехслойных стеклопластиковых панелей с пенопластовым заполнителем. По контуру панели окантованы дюралем. Для доступа внутрь фюзеляжа любую панель можно снять за несколько минут. Для отстыковки крыла нижняя носовая часть фермы фюзеляжа выполнена съемной.

Шасси Су-26 неубирающееся, рессорное. Рессоры из титанового сплава. Тормоза гидравлические, дискового типа. Хвостовое колесо управляемое, оно связано с рулем направления двумя пружинными тягами.

Управление рулем высоты и элеронами осуществляется жесткими тягами, рулем направления — с помощью тросов. Педали управления подвесного типа, на педалях расположены гидравлические клапаны управления тормозами.

Силовая установка — девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. Воздушные винты автоматически изменяемого шага двух типов — советский двухлопастный В-530ТА-Д35 или западногерманский трехлопастный винт фирмы «Хоффман». Топливо в двух баках — основном в левом крыле, используемом при выполнении фигур пилотажа, и дополнительном в правом крыле, который заправляют только для перегоночных полетов. К двигателю топливо поступает через расходный бачок.

Оборудование самолета состоит из высотомера, указателя скорости, часов, а также стандартных приборов контроля работы силовой установки. На самолете установлена малогабаритная радиостанция «Бриз», а для питания электропотребителей использован легкий малогабаритный аккумулятор емкостью 3,5 ампер-часа.

Кресло пилота изготовлено с учетом современных требований авиационной медицины. Спинка кресла имеет угол наклона 45°, что позволяет легче переносить высокие перегрузки. Кресло для полулежачего положения летчика впервые использовано на спортивно-пилотажном самолете. Конструктивно кресло представляет собой единый ложемент, изготовленный из стеклопластика. В спинку кресла вкладывается наспинный парашют типа ПЛП-60. Привязные ремни пилота крепятся к элементам конструкции фюзеляжа. Новая компоновка кабины получила высокую оценку летчиков. Фонарь кабины пилота открывается поворотом откидной части набок вокруг правой бортовой дужки. Угол открытия фонаря ограничивается фиксирующим тросом. Предусмотрен аварийный сброс фонаря.

Модификации :
Су-26 — исходный спортивно-пилотажный самолет.
Су-26М — улучшенный вариант Су-26.
Су-26МХ — экспортный вариант самолета Су-26М.
Су-26М2 — вариант, оснащенный системой трассирования траектории полета.

ЛТХ:

Модификация: Су-26М
Размах крыла, м: 7,80
Длина самолета, м: 6,83
Высота самолета, м: 2,78
Площадь крыла, м2: 11,83
Масса, кг
-пустого самолета: 680
-максимальная взлетная: 835
Топливо, л
-внутреннее: 60
-ПТБ: 140
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Максимальная скорость, км/ч
-пикирования: 450
-горизонтального полета: 310
Практическая дальность, км: 800
Максимальная скороподъемность, м/мин: 1080
Практический потолок, м 4000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 12
Экипаж, чел: 1.

Второй прототип Су-26 в сборной СССР по высшему пилотажу.

Второй прототип Су-26 в Музее ВВС Монино.

Второй прототип Су-26 в ангаре № 6 Музея ВВС. 2013 г.

Су-26 на стоянке.

Су-26 на стоянке.

Су-26 на стоянке.

Су-26М2 на стоянке.

Су-26М2 на стоянке.

Су-26М3 на стоянке авиасалона МАКС-2005.

Су-26 на рулежке.

Су-26 на рулежке.

Су-26 на рулежке.

Су-26 после взлета.

Су-26 после взлета.

Кабина Су-26М2.

Су-26М. Рисунок.

Су-26. Компоновочная схема.

Су-26. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. В. Владимиров. Су: воздушные парты и такси.
ОАО «Компания «Сухой» — Самолеты — Гражданская авиация — Су-26; -29; -31.
Вестник авиации и космонавтики. Спортивный самолет Су-26.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Новый советский спортивный самолет Су-26.
Моделист-конструктор. Николай Гордюков. Су-26М — небесный акробат.
Фотоархив сайта russianplanes.net