Спортивно-пилотажный самолет Як-53.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.

В 1981 году в ОКБ А.С.Яковлева был создан одноместный спортивно-тренировочный самолет Як-53. В проектировании и постройке самолета, как и других легкомоторных машин, принимали участие в основном молодые инженеры и рабочие. Главное отличие его от предшественника Як-52 — это отсутствие передней кабины. На этой машине были сняты пружинные загружатели рулей, необходимые на учебно-тренировочном Як-52, а также радиокомпас АРК-15, курсовую систему ГМК-1, СПУ-9, один из преобразователей. Самолет стал почти на 100 кг легче Як-52, что позволило ему выполнять самые сложные фигуры прямого и обратного пилотажа.

Первый полет на нем выполнил молодой летчик А.Синицын. В испытаниях самолет показал отличные летные данные. В испытаниях также принимали участие летчики-испытатели М.Молчанюк и В.Макагонов. Именно они установили на Як-53 два мировых рекорда скороподъемности на высоту 3000 и 6000 метров.

Серийно самолет не строился. В 1985 году демонстрировался на статической стоянке праздника в Тушино. Долгие годы самолет стоял в Тушинском ангаре. В 1990-е годы, руководством РОСТО/ДОСААФ был продан в США, где и летает по настоящее время, имеет регистрацию N-81YK. Пару лет назад выставлялся на продажу на одном из мировых сайтов по продаже авиационной техники.

ЛТХ:

Длина самолета, м: 7,68
Высота самолета, м: 2,7
Размах крыла, м: 9,5
Площадь крыла, м2: 15,0
Масса, кг
-макс. взлетная: 1080
-пустого: 940
Двигатель: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 360
Максимальная скорость, км/ч: 450
Максимально допустимые перегрузки:
-положительная: 7
-отрицательная: 5
Практический потолок, м: 4000
Дальность полёта, км: 510
Продолжительность полёта, ч: 2,5
Экипаж, чел: 1

Як-53.

Як-53.

Як-53.

Як-53.

.

.

Список источников:
Журнал «Крылья Родины». № 5 за 1986 г. В.П.Кондратьев. Як-52.
К.Г.Удалов. Самолет Як-55М.
Фотоархив Евгения Лебедева.