Учебно-боевой истребитель Су-15УМ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1976 г.0.Су-15УМ

По мере поступления Су-15ТМ в строй у военных созрело желание получить на его базе «спарку». В конце 1974 года в ОКБ Сухого началось проектирование такого самолета, получившего фирменный шифр У-58ТМ. Весной следующего года в Новосибирск уже передали полный комплект техдокументации для выпуска машины. И лишь 16 июля вышел приказ МАП, по которому ОКБ получило официальное задание на эту работу.

Конструктивно машина была выполнена на базе Су-15ТМ последних серий, причем на этот раз за счет сокращения состава БРЭО кабину инструктора организовали без удлинения фюзеляжа и даже без уменьшения объема топливных баков. Как и в случае с Су-15УТ, новую «спарку» не оснастили полным комплектом оборудования перехватчика. На ее борт не попали многие системы, включая РЛС «Тайфун-М», САУ-58, аппаратуру «Лазурь-М». Однако военные требовали, чтобы на этом самолете можно было выполнять некоторые боевые режимы, т.е. он должен был стать учебно-боевым. При отсутствии РЛС добиться этого позволяло использование ракет с тепловыми ГСН, поэтому У-58ТМ оснастили системой вооружения для применения ракет Р-98Т и Р-60. Кроме того, предусмотрели подвеску под фюзеляжем двух контейнеров УПК-23-250.

Опытную машину строить не стали, а испытания решили провести сразу на первой серийной. Ее постройку завершили в начале апреля 1976 года, а 23 числа заводские летчики В.Т.Выломов и В.А.Белянин выполнили на ней первый полет. К 28 апреля самолет «своим ходом» перебазировали на ЛИиДБ ОКБ. Ведущим инженером по нему был назначен Ю.К.Калинцев, ведущим летчиком-испытателем — Е.С.Соловьев, а его напарником — Ю.А.Егоров. В течение мая они выполнили 13 полетов. Судя по акту ЛКИ, никаких существенных особенностей в аэродинамике «спарки» обнаружено не было и ее перегнали во Владимировку.

Госиспытания самолета, которые проводили летчики ГК НИИ ВВС Е.С.Коваленко, В.В.Картавенко, О.Г.Цой и В.Е.Костюченко, прошли довольно оперативно — с 23 июня по 25 ноября. Всего за время ГСИ состоялось 72 полета, из них — 60 зачетных. В результате самолет был рекомендован для принятия на вооружение с формулировкой: «Пригоден для обучения и тренировки летного состава взлету и посадке, всем элементам полета и некоторым видам боевого применения …» На вооружение, как и в случае с Су-15УТ, он был принят по упрощенной процедуре — приказом министра обороны в 1977 году, получив официальное обозначение Су-15УМ.

Эта машина («изделие 43») выпускалась довольно крупными сериями. Единственной серьезной доработкой Су-15УМ в ходе производства стала установка РСБН-5С. Желание военных обучать летчиков посадке на «спарке» с использованием этой системы было вполне оправданно, вот только вспомнили об этом поздновато. Такую аппаратуру устанавливали на серийных Су-15УМ, начиная с 4-й серии, и в строй дооборудованные машины стали поступать в 1978 году. Выпуск «спарок» официально завершился в 1980 году, но три самолета задержали на ЛИСе. Два из них сдали заказчику в феврале следующего года, а машину № 04-45, ставшую последним «сошедшим с конвейера» самолетом этого семейства, заводские летчики И.Я.Сушко и Ю.Н.Харченко облетали только 14 февраля 1982 года.

ЛТХ:

Модификация: Су-15УМ
Размах крыла, м: 9,43
Длина самолета, м: 22,03
Высота самолета, м: 4,84
Площадь крыла, м2: 36,60
Масса , кг
-пустого самолета: 10800
-нормальная взлетная: 17200
-максимальная взлетная: 17900
Тип двигателя: 2 х ТРДФ Р-13-300
Максимальная тяга, кН: 2 х 65,70
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1200
-на высоте 12000 м: 1850
Перегоночная дальность, км: 1700
Практическая дальность, км: 1210
Боевой радиус действия, км: 580
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х УР Р-98 класса «воздух-воздух» средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения (до 20 км) и две УР ближнего боя Р-60 с ИК системой наведения. Два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов).

1.Предсерийный Су-15УМ.

Предсерийный Су-15УМ.

1а.Серийный Су-15УМ на стоянке.

Серийный Су-15УМ на стоянке.

5.Учебно-тренировочный Су-15УМ на рулежке.

Учебно-тренировочный Су-15УМ на рулежке.

2.Су-15УМ на рулежке.

Су-15УМ на рулежке.

5а.Су-15УМ в музее ЛИИ.

Су-15УМ в музее ЛИИ.

5б.Су-15УМ, летом 1993 года демонстрировался на Ходынском поле в Москве.

Су-15УМ, летом 1993 года демонстрировался на Ходынском поле в Москве.

6.Су-15УМ. Рисунок 2.

Су-15УМ. Рисунок.

7.Су-15УМ. Схема.

Су-15УМ. Схема.

su-15ut-i-su-15um-shema

Су-15УТ и Су-15УМ. Схема.

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Виктор Павлов. Классика второго поколения.
Аэроплан. Владимир Проклов. Су-15 и его предшественники.
П.Н.Сергеев. Советский истребитель-перехватчик Су-15.
Крылья Родины. А.Вишневский, В.Кулачкин, П.Плунский. Перехватчик Су-15.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик Су-15.