Учебно-тренировочный истребитель Су-17УМ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

В 70-х годах строевые полки получали всё больше истребителей-бомбардировщиков семейства Су-17, но лётчикам приходилось тренироваться на устаревших Су-7У, которые существенно отличались по своим лётным характеристикам. Проектные работы по созданию учебно-боевого самолета на базе Су-17 велись в ОКБ с 1971 года, но до определенного момента времени руководство ВВС не проявляло к этим изысканиям особого интереса, т.к. потребности перевооружаемых авиачастей в спарках полностью удовлетворяются наличием Су-7У. Работы активизировались в 1973 году, когда стало ясно, что линия развития Су-17 привела к созданию самолетов, существенно отличающихся от исходного Су-7Б. В декабре 1973 года по этому поводу было принято совместное решение МАП-ВВС. В ноябре 1974 года постановлением правительства ОКБ Сухого поручили создание истребителя-бомбардировщика С-52 и его учебно-боевого варианта С-52У.

Планер С-52 разрабатывался с учетом применения современных комплексов управляемого вооружения и двухместной кабины экипажа в учебно-боевом варианте. Для улучшения обзора из обеих кабин перекомпоновали носовую часть фюзеляжа: увеличили угол наклона линии центров первых 12 шпангоутов до 3° и размеры фонаря, что потребовало увеличения гаргрота. Это нововведение обеспечивало пилоту существенное улучшение обзора по направлению вперед-вниз, т.к. ссылки на плохой обзор из кабины были одним из существенных недостатков самолетов типа Су-17. Кроме этого, в соответствии с требованиями ВВС, было решено установить на спарке новое унифицированное катапультное кресло типа К-36, остальной состав оборудования остался идентичен Су-17М2.

Доработанный фюзеляж приобрел характерный «горбатый» вид с заметным изгибом нижнего контура носовой части фюзеляжа. На машине демонтировали левую пушку НР-30 и установили новое кресло К-36Д, обеспечивавшее безопасное катапультирование в диапазоне скоростей от 75 км/ч до максимальной. При этом уменьшен запас топлива во внутренних баках и бомбовая нагрузка. В комплексе управляемого оружия оставлены только ракеты Х-25Л и Р-60.

В 1974 году спарка Су-17 получила официальное название Су-17У (УМ). Опытные (предсерийные) экземпляры самолета строились на заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1974-1975 годах. Первый экземпляр самолета доставили в Москву, 15 августа 1975 года летчик-испытатель ОКБ В.А.Кречетов совершил на нем первый полет. Заводские испытания совместили с проведением ГСИ. К марту 1976 года было получено предварительное заключение, а полностью программу ГСИ завершили к маю 1977 года. По результатам госиспытаний было отмечено ухудшение путевой устойчивости самолета на больших углах атаки. Для ликвидации этого явления на самолете была увеличена высота законцовки киля и дефект был ликвидирован. Выпуск этой машины продолжался в Комсомольске-на-Амуре до 1981 года.

Для поставок на экспорт была разработана модификация спарки, получившая обозначение Су-22У (заводской шифр С-52УК). Как и Су-22, спарка оснащалась двигателем Р-29БС-300 взамен АЛ-21Ф-3. Опытный самолет в октябре 1976 года был доставлен в Москву, облет машины 22 декабря 1976 года выполнил летчик-испытатель Е.С.Соловьев. Интересно отметить, что облет первых серийных Су-22У на заводе в Комсомольске-на-Амуре в данном случае был выполнен даже раньше, чем опытного самолета — в ноябре 1976 года.

В 1977 году для унификации БРЭО спарки с оборудованием Су-17М3, в ОКБ был разработан модернизированный учебно-боевой самолет — Су-17УМ3 (С-52УМ3), на котором был установлен новый комплект прицельно-пилотажного оборудования. Опытный самолет построили к весне 1978 года, облет самолета 21 сентября 1978 года выполнил летчик-испытатель ОКБ Ю.А.Егоров. Государственные испытания самолета провели в 1978-1981 годах, и с 1978 года Су-17УМ3 сменил Су-17УМ на стапелях серийного завода.

Экспортный вариант Су-17УМ3 под обозначением Су-22УМ3 (С-52УМ3К) был разработан и построен к 1982 году, испытания проведены в 1982-1983 годах. Серийный выпуск новой модификации начался в 1983 году, но вскоре было принято решение об унификации силовой установки на всех модификациях Су-17. В результате, с 1984 года экспортная модификация спарки, обозначавшаяся Су-22УМ3К, практически ничем не отличалась от Су-17УМ3, предназначавшегося для ВВС СССР. Выпуск самолета продолжался вплоть до 1990 года.

Учебно-боевые самолёты поставлялись как в строевые части, так и в военные училища (например, в Борисоглебское, Краснодарское и Ейское военно-морское).

Модификации:

Су-17УМ (С-52У) — учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
Су-17УМ3 (С-52УМ3) — доработанный. Отличался удлинённой законцовкой киля и подфюзеляжным гребнем. Первый полёт в октябре 1978 года. В 1979-1980 годах на авиаремонтных предприятих переоборудованы все ранее выпущенные Су-17УМ.
Су-22УМ (С-52УК) — экспортный (коммерческий). Отличался упрощенным составом БРЭО и вооружения. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1980-1982 годах.
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.
Су-22УМ3К — экспортный с двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

ЛТХ:

Модификация: Су-17УМ
Размах крыла, м
-при мин. стреловидности: 13,68
-при макс. стреловидности: 10,025
Длина самолета, м: 19,02
Высота самолета, м : 5,13
Площадь крыла, м2
-при мин. стреловидности: 38,49
-при макс. стреловидности: 34,45
Масса, кг
-пустого: 11550
-максимальная взлетная: 19630
-топливо (внутреннее): 4020
-топливо (ПТБ): 2875
Двигатели: 1 х ТРДФ АЛ-21Ф-3
Тяга, кгс
-максимальная: 1 х 7800
-на форсаже: 1 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1350
-на высоте: 2230 (М=2,1)
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1500
-с ПТБ: 2500
Практический потолок, м: 14000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 30-мм пушка НР-30 (боекомплект — 80 снарядов)
Боевая нагрузка — 2400 кг на 8 узлах подвески:
— УР «воздух-воздух» Р-60, УР «воздух-земля» Х-25Л;
— свободнопадающие бомбы до 500 кг, УАБ КАБ-500Кр;
— ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25.

Учебно-тренировочный истребитель Су-17УМ.

Су-17УМ на стоянке музея.

Су-17УМ на рулежке.

Первая «спарка» Су-22УМ3 на испытаниях в Ахтубинске.

Су-17УМ3 на стоянке.

Су-17УМ3 на стоянке.

Су-22УМ3К ВВС ГДР.

Су-17УМ3 после взлета.

Су-17УМ3 после взлета.

Су-22У ВВС Ирана.

Передняя кабина Су-17УМ3.

Задняя кабина Су-17УМ3.

Су-17УМ ВВС СССР. Рисунок.

Су-22УМ3К ВВС ПНР.

.

.

Список источников:
Николай Сойко. Полёт сквозь годы. О семействе истребителей-бомбардировщиков Су-17.
Сайт ОАО «Компания «Сухой». Су-17УМ (УМ3).