Многоцелевой ударный вертолет Ми-24Д.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.
Опыт эксплуатации Ми-24А в частях выявил выявил серозный недостаток — неудовлетворительный обзор из кабины летчика. Устранением его ОКБ начало заниматься в 1971 году, спроектировав принципиально новую носовую часть: летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях (обе кабины имели бронестекла). При этом удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе ±60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа. Размещавшийся на Ми-24А в кабине патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.
Кроме того, летчики жаловались, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) им не хватает запаса путевого управления. Эта проблема была решена в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.
Два опытных прототипа Ми-24 были оснащены новой носовой частью на опытном производстве МВЗ в начале лета 1972 года. На них, помимо высокотемпного пулемета, предусматривалась установка нового противотанкового комплекса со сверхзвуковыми ПТУР «Штурм-В». Поэтому изначально первым вертолетам с раздельными кабинами было присвоено название Ми-24В. К сожалению, доводка серийного комплекса «Штурм» затянулась, и в серийное производство в 1973 году поступил вариант вертолета с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на Ми-24Б. Этот промежуточный вариант получил обозначение Ми-24Д.
Госиспытания Ми-24Д проходили с февраля по ноябрь 1974 года. Ведущими по машине были инженер Г.И.Кузнецов, летчики-испытатели С.В.Петров, М.В.Разомазов и Л.З.Татарчук.
Годом раньше к серийному производству Ми-24Д подключились сразу два завода — в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о запуске в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе Ми-24Д вышел 13 февраля 1972 года, а в 1973 году ростовчане сдали заказчику первые пять серийных вертолетов Ми-24Д. Всего до 1977 года построили около 350 Ми-24Д. В 1980 году появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А. На экспорт вертолет Ми-24Д шел с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25.
Необходимо отметить, что вертолет Ми-24Д в НИИ ВВС прошел широкий спектр испытаний и исследований. С положительными результатами завершились испытания вертолета и его противообледенительной системы в условиях естественного обледенения в Заполярье. Исследованы возможности Ми-24Д и отработаны рекомендации по выполнению взлетов и посадок в горных условиях при высоких температурах воздуха. Проведены исследования по выполнению прерванного и продолженного взлета, выполнению посадок с одним работающим и двумя отказавшими двигателями. Наконец, в полном объеме были завершены войсковые испытания Ми-24Д. Все это естественно распространялось и на последующие модификации.
На боевом вертолете Ми-24Д отработали широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и другие.
Модификации :
Ми-24Д — основная модификация.
Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-35П — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-24РХР — вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной, химической, бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной системами в носовых обтекателях.
ЛТХ:
Модификация: Ми-24Д
Диаметр несущего винта, м: 17,30
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 21,50
Высота, м: —
Размах крыла, м: 6,66
Масса, кг
-пустого: 8340
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ТВаД ТВ3-117
-мощность, л.с.: 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1125
Боевая дальность, км: 595
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1300
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: 1 х 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (на подвижной установке УСПУ-24, БК=1470 патронов).
Боевая нагрузка: до 2400 кг на 6 узлах подвески — 4 х ПТУР 9М17П «Фаланга-ПВ», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.
Опытный Ми-24Д.
Опытный Ми-24Д.
Опытный Ми-24Д.
Ударный вертолет Ми-24Д.
Носовая часть Ми-24Д.
Ми-24Д. Вид спереди.
Ми-24Д. Вид спереди.
Ми-24Д ВВС Польши.
Ми-24Д ВВС Польши.
Ми-24Д на стоянке авиамузея.
Вид из пилотской кабины Ми-24Д.
Пилотская кабина Ми-24.
Кабина стрелка-оператора Ми-24Д.
Кабина стрелка-оператора Ми-24Д.
Кабина стрелка-оператора Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д.
Десантный отсек Ми-24Д. Вид на пилотскую кабину.
Ми-24Д ВВС СССР. Рисунок.
Проекции Ми-24Д ВВС ГДР. Рисунок.
Ми-24Д ВВС СССР. Вид верх-низ. Рисунок.
Ми-24Д ВВС СССР. Вид спереди. Рисунок.
Ми-24ДУ. Рисунок.
.
.
Список источников:
Авиация и Время. Вадим Михеев. Винтокрылый штурмовик Миля.
Эспринт. Николай Секач. Боевой вертолет Ми-24.
Авиация и Время. Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Под сенью знамен боевых.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-24.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Авиация и Время. Юрий Григорьев. Исторический очерк боевого вертолета.