Многоцелевой вертолет SM-1.

Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1957 г.

Необходимость высвободить мощности советской авиапромышленности под производство остро необходимых армии вертолетов Ми-4 и одновременная потребность ВВС и Гражданской авиации в легких Ми-1 побудили руководство страны принять решение о передаче производства последних странам-сателлитам СССР. В наибольшей степени для этого подходила Польша, располагавшая квалифицированным персоналом авиапромышленности и необходимыми производственными мощностями. Освоив в 1952 году выпуск истребителя Lim-1 (МиГ-15) и двигателя ВК-1, самолетостроители Польши на деле доказали свои возможности. В 1954 году был заключен межправительственный договор о производстве Ми-1 и его агрегатов в ПНР. Тогда же началось перепрофилирование авиазавода в Свиднике, ранее выпускавшего агрегаты для завода в Мелыде. Подготовка к выпуску принципиально нового изделия потребовала от коллектива предприятия освоения новых технологий и профессий, в чем значительную помощь оказала командированная из СССР группа инженеров.

Первый Ми-1 собрали в Свиднике из агрегатов, поставленных Советским Союзом. В мае 1956 года советский летчик-испытатель В.Винницкий поднял его в небо. В том же месяце этот вертолет экспонировался на международной Лейпцигской ярмарке. К июлю летчики В.Винницкий и В.Обушко подготовили первых польских вертолетчиков: Януша Охалика, Тадеуша Папайского, Ришарда Косиола, Станислава Гаевского и Ришарда Витковского, которые впоследствии испытывали серийные машины и готовили пилотов на новую технику. 26 августа 1956 года четверка польских Ми-1 была публично продемонстрирована общественности в ходе показательных полетов на аэродроме Окес.

Серийные вертолеты получили наименование SM-1/300 (300 обозначало межремонтный ресурс лопастей несущего винта) и соответствовали Ми-1Т. С начала 1957 года вертолеты изготавливались из польских комплектующих, кроме двигателя. Однако уже к концу года мотор АИ-26В под обозначением Lit-З освоили на заводе в Жешуве.

В 1958 году началось производство модификации SM-1/600 (аналога Ми-1А), на базе которой строилось серийно целое семейство вертолетов:
— SM-1D — краново-монтажный с бортовой лебедкой грузоподъемностью 120 кг,
— SM-1S — санитарный,
— SM-1Z — сельскохозяйственный,
— SM-1Sz-учебный.

В 1960 году сборочный цех стали покидать SM-1W (аналог Ми-1М), а с 1963 года — усовершенствованные SM-1Wb с бустерами в системе управления и цельнометаллическими лопастями несущего винта. Производство этого варианта продолжалось до 1965 года. Всего в Польше построили 1597 экземпляров SM-1 всех модификаций, большинство из которых эксплуатировалось в СССР. Любопытно, что по количеству выпускаемых вертолетов авиазавод в Свиднике в середине 60-х годов значительно превосходил французский концерн Aerospatiale.

ЛТХ:

Модификация: SM-1
Диаметр главного винта, м: 14,35
Диаметр хвостового винта, м: 2,50
Длина, м: 12,09
Высота, м: 3,30
Масса, кг
-пустого: 1796
-нормальная взлетная: 2230
-максимальная взлетная: 2300
Тип двигателя: 1 х ПД АИ-26В
-мощность, кВт: 1 х 429
Максимальная скорость, км/ч: 175
Крейсерская скорость, км/ч: 130
Практическая дальность, км: 380
Практический потолок, м: 3500
Статический потолок, м: 2700
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира и/или 255 кг груза.

Вертолет SM-1 ВВС ПНР.

Вертолет SM-1 ВВС ЧССР.

Вертолет SM-1 ВВС ЧССР.

Вертолет SM-1 из состава ДОСААФ СССР в рижском авиамузее.

Проекции SM-1 ВВС ПНР. Рисунок.

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Вадим Михеев. Милевская единичка.
Авиация и Время. Андрей Хаустов, Александр Котлобовский. Большая карьера маленького вертолета.