Многоцелевой вертолет Ми-34.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1986 г.
Вертолет Ми-34 начал разрабатываться в качестве легкого учебно-спортивного вертолета для замены использовавшихся для этих целей вертолетов Ми-1 и Ми-2. В качестве силовой установки на вертолете первоначально было решено использовать имеющийся поршневой двигатель М-14В-26 конструкции И.М.Веденеева взлетной мощностью 242кВт, применяющийся на вертолетах Ка-26, учитывая также то, что двигатели М-14 широко применяются на использующихся в ДОСААФ спортивных самолетах. Использование при разработке Ми-34 последних технических достижений, новых материалов в конструкции фюзеляжа, несущего винта и трансмиссии, а также более простых конструктивных решений, например лыжного шасси, позволило получить простой по конструкции и удобный в эксплуатации вертолет с высокими летными характеристиками. При проектировании вертолета были заложены высокие, расчетные перегрузки — от 2,5 g до -0,5g, что обеспечивало выполнение сложных фигур высшего пилотажа и позволяло использовать вертолет для выполнения спортивных упражнений по программам международных соревнований, включая полеты на точность пилотирования и навигации и вертолетный слалом.
Первый опытный вертолет Ми-34 совершил первый полет в ноябре 1986 года (летчик-испытатель Б.В.Савинов, позже погиб при испытаниях вертолета Ми-34), во время испытаний на вертолете Ми-34 было продемонстрировано выполнение таких фигур высшего пилотажа, как «бочка» и «петля Нестерова», впервые для наших вертолетов. В 1987 году была завершена постройка второго опытного вертолета, в 1987 году вертолет Ми-34 впервые был показан на Парижском авиационно-космическом салоне, а затем на многих других международных выставках, демонстрируя высокие летные характеристики.
В процессе разработки вертолета Ми-34 были расширены возможности его использования как многоцелевого вертолета для пассажирских и грузовых перевозок, а также в качестве связного и патрульного вертолета.
Начато производство вертолетов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ.
Конструкция: Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, с одним ПД (или двумя РПД) и лыжным шасси.
Фюзеляж каркасной конструкции из алюминиевых сплавов с широким применением КМ плавно переходит в коническую хвостовую балку с кожухом сверху для вала рулевого винта, с левой стороны на конце хвостовой балки установлено стреловидное вертикальное оперение с Т-образно расположенным горизонтальным оперением прямоугольной формы в плане.
В кабине с большой площадью остекления спереди размещаются сиденья для летчиков с двойным управлением, за ними общее сиденье для двух пассажиров, при одном летчике в кабине размещаются три пассажира. По бокам кабины имеются по две двери.
Шасси неубирающееся, лыжное, на нижнем конце вертикального оперения имеется предохранительная опора. Колея лыж шасси 2.06м.
Несущий винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Втулка имеет горизонтальные и осевые шарниры и упругие элементы, обеспечивающие перемещение лопастей в плоскости вращения. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены из стеклопластика, усиленного волокнами углерода; хорда лопасти 0,22 м, профиль NACA 230.
Рулевой винт диаметром 1,98 м, двухлопастный, толкающий, с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0,1 м, изготовлены из стеклопластика.
Силовая установка вертолета Ми-34 состоит из одного звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения М-14В-26, установленного в центральной части фюзеляжа, снабженного вентилятором и редуктором. Двигатель обладает хорошей приемистостью и невосприимчивостью к попаданию выхлопных газов в воздухозаборник, что очень важно при выполнении фигур высшего пилотажа.
Топливная система включает один легкий бак емкостью 160л в центральной части фюзеляжа под двигателем и рассчитана на работу при полете в перевернутом положении.
Система управления вертолетом механическая, управление в кабине двойное, органы управления для левого летчика могут быть удалены.
Оборудование состоит из УКВ-радиостанции, автоматического радиокомпаса, радиовысотомера, авиагоризонта.
ЛТХ:
Модификация: Ми-34
Диаметр главного винта, м: 10,00
Диаметр хвостового винта, м: 1,48
Длина, м: 8,71
Масса, кг
-пустого: 800
-максимальная взлетная: 1350
Внутренние топливо, кг: 120
Тип двигателя: 1 х ПД М-14В26
-мощность, кВт: 1 х 239
Максимальная скорость, км/ч: 210
Крейсерская скорость, км/ч: 180
Практическая дальность, км: 450
Боевой радиус действия, км: 150
Скороподъемность, м/мин: 550
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1500
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира.
Вертолет Ми-34.
Вертолет Ми-34.
Ми-34 на стоянке.
Ми-34 на стоянке.
Ми-34 на авиавыставке.
Ми-34 в полете.
Ми-34 в полете.
Ми-34 в полете.
Ми-34 в полете.
Ми-34 в полете.
Ми-34 выполняет петлю Нестерова.
Кабина Ми-34.
Кабина Ми-34.
Ми-34. Рисунок.
Ми-34. Схема.
.
.
Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Крылья Родины. Г.Синельщиков, А.Белов. Легкие вертолеты фирмы Миля.
Сайт «My Helicopter» (http://www.myhelicopter.ru).
Фотоархив сайта russianplanes.net