Поршневой авиационный двигатель АМ-39.
Разработчик: ОКБ А.А.Микулина
Страна: СССР
Год создания: 1942 г.
Поршневой двигатель АМ-39 создан конструктором А.А.Микулиным. Являлся дальнейшим развитием двигателя АМ-37 на базе АМ-38Ф с двухскоростным ПЦН, интеркулером и безпоплавковыми карбюраторами К-39БП. Разработка была начата в 1942 году в КБ завода № 300 (ОКБ-300), отдельные узлы опытного образца изготавливались на заводах № 24 и № 45. В январе 1943 года велись доводочные испытания первого варианта двигателя АМ-39 с 4-мя карбюраторами.
В период 1943-1946 годов было создано несколько модификаций двигателя. В марте 1944 года АМ-39 прошел государственные испытания, но в большой серии не выпускался. В апреле 1944 года 10 экз. АМ-39 изготовили на заводе № 45, в мае-июне того же года 22 экз. переделали на заводе № 300 из АМ-38Ф с использованием узлов, изготовленных заводом № 45.
Устанавливался на самолетах: ИТП (1942 г.), И-220 (1943 г.), СДБ (1944 г.) и др.
Модификации:
АМ-39 — на базе АМ-38, 1500/1800 л.с., карбюраторный.
АМ-39А — на базе АМ-38Ф, 1500/1800 л.с. (по заданию — 1700-1800 л.с.), карбюраторный с нагнетателем от АМ-38Ф, но с 2-хскоростной передачей и водо-воздушным интеркулером. Проходил госиспытания в марте 1944 года, а в июле летные испытания.
АМ-39А-ТК — с турбонагнетателями ТК-Б. Испытывался на самолете И-224 в феврале 1944 года.
АМ-39Б (АМ-39Б-ТК) — 1580/1890 л.с., вариант предыдущего типа с 2-мя турбонагнетателями ТК-300Б и воздухо-воздушным интеркулером. Испытывался в июне 1944 года на самолете И-224.
АМ-39В — с одним турбонагнетателем АМТК-1, установленным только на одном блоке двигателя (ассиметрично), с другой стороны — выхлопные патрубки.
АМ-39Ф — с новым односторонним ПЦН, форсирован по оборотам и наддуву, мощность 1800/1800 л.с. В ноябре 1944 года прошел заводские испытания, затем летные на самолете СДБ.
АМ-39Ф — вариант предыдущего с впрыском воды на режиме форсажа.
АМ-39ФК — с форкамерным зажиганием, 1600/1850 л.с. В начале 1946 года изготовили два опытных экземпляра и провели заводские испытания. В 1947 году было выпущено ещё семь двигателей. На госиспытания АМ-39ФК не предьявлялся.
АМ-39ФН (ФНВ) — форсированный с непосредственным впрыском, на базе АМ-38Ф. Разрабатывался в ОКБ-300 с середины 1944 года. Отличался улучшенной гидравликой ПЦН, увеличенным диаметром его крыльчатки, увеличенным диаметром клапанов, всасывающими партрубками по типу двигателя «Аллисон»V-1710. Мощность первоначальная — 1600/1850 л.с., вес — 970 кг. Испытания велись с августа 1944 года, официальные заводские испытания проходили в январе 1945 года. Летом 1947 года двигатели испытывались на бомбардировщике Ту-2. Работы прекращены распоряжением Микулина в сентябре 1945 года в связи с успехом модификации АМ-39ФН2.
АМ-39ФН2 — аналог АМ-39ФН на базе АМ-42, 1600/1850 л.с., вес — 1080 кг. В 1-м квартале 1946 года были изготовленны 5-ть экземпляров, на которых проводили госиспытания.
Двигатели семейства АМ-39 устанавливались на опытных самолетах: Ту-4, И-231 (2Д), ИТП (М-2), ВП (К), ТИС-МА, И-224, на малой серии Ту-10. Предусматровалось их использование в проекте самолета СПС.
ТТХ АМ-39:
Тип: V-образный (60°) авиационный двигатель
Мощность, л.с.: 1800
Частота вращения, об/мин: 2350
Номинальный режим
мощность у земли, л.с.: 1580
мощность на высоте 1100 м , л.с.: 1650
Номинальные удельные параметры
удельная масса: —
литровая мощность, л.с./л.: 33,85
Двигатель АМ-39.
Двигатель АМ-39.
Двигатель АМ-39Б.
Двигатель АМ-39В.
Двигатель АМ-39ФН2.
.
Источник:
Самолетостроение в СССР 1917-1945. Издательский отдел ЦАГИ 1992 г.
В.Р.Котельников. Российские поршневые авиационные двигатели.