Поршневой авиационный двигатель АШ-73.

Разработчик: ОКБ А.Д.Швецова
Страна: СССР
Построен: 1946 г.

АШ-73 — авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания, разработан в 1946 году ОКБ-19 А.Д.Швецова по схеме «двухрядная звезда», с воздушным охлаждением. Моторы АШ-73 без турбокомпрессоров устанавливались на опытный пассажирский самолёт Ил-18 (первый) и на серийный гидросамолёт Бе-6.

Двигатель АШ-73ТК — поршневой двигатель, разработанный в 1948 году ОКБ А.Д.Швецова для установки на стратегический бомбардировщик Ту-4, запуск мотора производился не сжатым воздухом, а при помощи электроинерционного стартера комбинированного действия. При создании силовой установки для самолета Ту-4 турбокомпрессор с системой управления, магнето и термостойкие подшипники копировались с американского двигателя R-3350-23A.

До 1953 года АШ-73ТК выпускался в Перми и до 1957 года в Рыбинске. Двигатель был оснащен противовесами для уменьшения вибраций и устранения крутильных колебаний. Для увеличения высотности эксплуатации двигателя АШ-73ТК в нем осуществлялся двухступенчатый наддув. Первая ступень наддува — работающий на энергии выхлопных газов турбокомпрессор ТК-19.

Была также разработана форсированная модификация с непосредственным впрыском топлива — АШ-73ТКФН. Серийное производство двигателей АШ-73 осуществлялось на заводе № 19 «Имени И.В.Сталина».

Технические характеристики:

Рабочий объем, л: 58,1
Степень сжатия: 6,9
Масса мотора, кг: 1355
Обороты на «взлётном» режиме, об/мин: 2600 (у земли)
Обороты на «взлётном» режиме, об/мин: 2400 (на высоте 10500 м, на 1-й скорости)
Обороты на «номинальном» режиме, об/мин: 2400
Мощность (взлетн. режим), л.с.: 2400
Мощность у земли, л.с.: 2000
Мощность на высоте, л.с.: 2000
Частота вращения (взлетн. режим), об/мин: 2600
Удельная масса, кг: 0,678
Литровая мощность, л.с./л.: 34,42
Носители: Ту-4, Бе-6, Ил-18 (первый), Ту-70.

Двигатель АШ-73ТК.

Двигатель АШ-73ТК.

Двигатель АШ-73ТК в музее истории моторостроения г. Пермь.

Двигатель АШ-73ТК в музее истории моторостроения г. Пермь.

.

.

Список источников:
Н.Якубович. Самолеты Ильюшина. Лучшие из лучших.
В.Котельников, Д.Соболев. «Сверхкрепость» в Советском Союзе.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Поршневой двигатель АШ-73ТК».