Поршневой авиационный двигатель М-15.
Разработчик: А.А.Бессонов, А.П.Островский
Страна: СССР
Год создания: 1930 г.
В 1929-1930 годах под руководством А.А.Бессонова на заводе № 24 был создан первый советский мощный звездообразный, 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения — М-15, номинальной мощностью 450 л.с. с ПЦН, который обеспечивал высотность 2400 м (по техническому заданию требовалось 3000 м). Ведущим инженером был А.П.Островский, впоследствии заведующий кафедрой конструкции авиадвигателей МАИ и автор первого учебника по курсу конструкций и расчетов авиационных моторов.
Конструктивно мотор был вполне современным. Его схема напоминала схему известного американского мотора «Hornet» фирмы Pratt & Whitney. Но копией «Хорнета» М-15 не являлся: в нём было немало оригинальных конструкторских решений. От американского двигателя заимствовали конструкцию цилиндра и его головки — хорошо оребренные двух-клапанные головки цилиндров со сферической камерой сгорания, коленчатый вал с соединением частей на шлицах и стяжным болтом по оси шатунной шейки, привод газораспределения.
В сентябре 1927 года приступили к изготовлению двух опытных образцов двигателя. К этому времени был готов второй вариант проекта, названный 2М-15 или «М-15 облегчённый». 14 сентября он был утверждён НТК УВВС.
В июне 1928 года начались испытания опытного М-15. Мощность двигателя оказалась меньше расчётной, а вес превышал установленный заданием.
Поэтому третий опытный образец начали изготавливать по чертежам 2М-15, а для улучшения высотных характеристик ввели односкоростной ПЦН по типу мотора «Bristol Jupiter VII». Этот экземпляр был готов в августе 1929 года, тогда же начались его стендовые испытания.
1 июня 1930 года, ещё до прохождения госиспытаний, модификацию двигателя 2М-15 приняли на вооружение под наименованием М-15. На госиспытания выставлялся 4 раза (21 июля и 20 декабря 1930 года, 17 января и 21 сентября 1931 года), но во всех случаях получал неудовлетворительную оценку (поломки привода ПЦН и крыльчатки нагнетателя). Тем не менее, двигатель серийно выпускался заводом № 24 (Москва) с начала 1931 года. Выпущено 406 экземпляров. Была попытка использовать двигатель на истребителе И-5, испытания 3-го опытного экземпляра с мотором М-15 были признаны неудовлетворительными, из-за его низкой надёжности.
Из-за низкой надежности М-15, он в конечном итоге, в военной авиации, был вытеснен двигателем М-22. Заказ был передан ГУ ГВФ, где М-15 начали устанавливать на пассажирские самолёты К-5 конструктора К.А.Калинина. Первоначально они и там отличались ненадёжностью, что часто приводило к вынужденным посадкам и срывам рейсов; была даже временно прекращена приёмка К-5. Однако к маю 1932 года удалось доработать двигатель, добившись приемлемых характеристик. Это подтвердил перелёт К-5 Закавказского управления ГВФ с двигателем М-15 из Тбилиси в Пятигорск через Большой Кавказский хребет 25 июня 1933 года. Маршрут проходил на высоте 4500 м, время в пути составило 2 часа 30 минут. Но к этому времени М-15 уже давно не выпускался, т.к. ещё 5 августа 1931 года вышло постановление Реввоенсовета СССР о сокращении количества типов авиамоторов в серийном производстве.
Двигатель М-15 устанавливался на самолетах К-5, опытных образцах И-5, предлагался для установки на И-4.
Модификации:
М-15 — первоначальный вариант. Изготовлено 2 экземпляра.
2М-15 (М-15 облегченный) — второй вариант конструкции. Усилены головки цилиндров, установлены новые клапана. Выпускался серийно под наименованием М-15.
М-15а — усовершенствованный проект модификации М-15 с мощностью 500 л.с. и весом 400 кг. Разработка этого варианта планировалась в начале 1931 года, но фактически работы не велись.
М-26 — 7-цилиндровый двигатель мощностью 270/300 л.с., унифицированный с М-15. В 1931-1933 годах выпущено 445 экз.
Условное обозначение двигателя: М-15
Рабочий объем, л: 27,02
Степень сжатия: 5,4
Масса мотора, кг: 420
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 660
-частота вращения, об/мин: 2050
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 450
-мощность на высоте 2400 м, л.с.: 490
Номинальные удельные параметры
-удельная масса, кг/л.с.: 0,93
-литровая мощность, л.с./л.: 16,70
Пассажирский самолет К-5 с двигателем М-15.
Третий опытный истребитель И-5 (ВТ-13) с двигателем М-15.
.
.
Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Поршневой звездообразный двигатель с воздушным охлаждением М-15».