Поршневой авиационный двигатель М-87.

Разработчик: С.К.Туманский
Страна: СССР
Год постройки: 1937 г.

Двигатель М-87 являлся дальнейшим развитием двигателя М-86. Выпускался в двух модификациях — М-87А и М-87Б. По сравнению с прототипом подняли степень сжатия, повысили за счет нагнетателя номинальную высоту полета. Мотор стал всего на 5 кг тяжелее своего предшественника, но мощность на высоте поднялась до 950 л.с., в то время как взлетная была на уровне 925 л.с. В то же время, двигатель М-87 уже имел существенные конструктивные отличия от М-86, в частности на моторе М-87А:
-изменена конструкция головки цилиндра (увеличено оребрение, изменено резьбовое соединение с гильзой, изменены размеры в связи с увеличением степени сжатия);
-полностью заменены поршни (другая геометрия в связи с изменением степени сжатия, увеличено число поршневых колец);
-изменен вход в ПЦН и изменена его конструкция в связи с увеличением высотности.

На модификации М-87Б кроме того:
-усилен картер;
-введено азотирование гильз цилиндров для уменьшения износа и повышения ресурса;
-для улучшения охлаждения поршней на их боковой внутренней поверхности установлены ребра;
-заменены карбюратор и регулятор числа оборотов более совершенными.

М-87 запустили в серию весной 1938 года. Но многочисленные рекламации по поводу разрушения шестерен редукторов двигателей вынудили ВВС уже в мае прекратить приемку моторов этого типа. Двигатели не вырабатывали положенного ресурса в 100 часов, едва достигая 50. Причиной явилось отклонение от исходной французской технологии, по которой изготавливались прототипы М-87, в сторону упрощения. Когда завод вновь начал точно соблюдать процесс термообработки, положение исправилось, и в августе приемку возобновили. В конце концов ресурса в 100 часов достигли, а на модификации М-87Б с усиленным нагнетателем получили даже 150 часов.

Двигатели М-87 устанавливались на бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф), на истребители И-180, И-28 Яценко, легкие бомбардировщики Су-2 и некоторые другие.

ТТХ:

Рабочий объем, л: 38,65
Степень сжатия: 6,1
Масса мотора, кг: 640
Мощность (взлетн. режим), л.с.: 950
Частота вращения (взлетн. режим), об/мин: 2250
Мощность у земли, л.с.: 800
Мощность на высоте, л.с.: 950
Удельная масса, кг: 0.673
Литровая мощность, л.с./л.: 20,7

Двигатель М-87А на ДБ-3Б. 1939 г.

Двигатель М-87А на ДБ-3Б. 1939 г.

Раскапотированный двигатель М-87А на И-28 (Яценко)

Двигатель М-87А на И-28 (Яценко).

.

.

Источник:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.