Турбореактивный авиационный двигатель АМ-5 (РД-9).
Разработчик: ОКБ-300
Страна: СССР
Постоен: 1952 г.
АМ-5 (РД-9) стал первым турбореактивным двигателем полностью разработанным в СССР. Двигатель разработан в 1952-1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А.А.Микулина и С.А.Гаврилова.
Первоначальное обозначение двигателя АМ-5. После сертификации двигателя в 1953 году в ОКБ Микулина был создан улучшенный вариант двигателя — АМ-9, с новым компрессором с околозвуковой скоростью воздушного потока и увеличенным массовым расходом от 37.5 до 43.3 кг/с.
Двигатель прошел Государственные стендовые испытания в 1955 году. Он предназначался для установки на сверхзвуковые истребители МиГ-19 и Як-25. В 1956 году после замены главного конструктора бюро Микулина на Туманского, двигатель получил обозначение РД-9.
Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёх-позиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/сек, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
Варианты и модификации:
-РД-9А и РД-9АК — для Як-25 и Як-26, без форсажных камер. Так же использовались на опытной версии пассажирского лайнера Baade 152. От РД-9Б отличались положением и компоновкой коробки приводов;
-РД-9АФ-300 и РД-9АФ2-300 — для Як-27 и Як-28, с форсажными камерами;
-РД-9Б — для ранних модификаций МиГ-19, с форсажной камерой;
-РД-9БК — для Ла-17М;
-РД-9БФ — форсированный;
-РД-9БФ-811 — основной двигатель для большей части модификаций МиГ-19;
-РД-9БФ-2 — форсированный, с впрыском воды;
-М-9ФК — форсированный малоресурсный для крылатой ракеты К-10С, с форсажной камерой и нерегулируемым соплом;
-Р3-26 — глубокая модернизация, тяга на форсаже увеличена до 3800 кгс. Разработан в ОКБ-26 В.Н.Сорокина, для опытных самолётах СМ-12 и СМ-52. В конструкции впервые для этого семейства использованы титановые сплавы;
-Р9-300 («изделие 39») — бесфорсажный для прототипа штурмовика Су-25;
-M-09 — чехословацкий вариант РД-9Б. Выпускался в 1961 году. Устанавливался на S-105;
-WP-6 — китайский вариант РД-9БФ. Устанавливался на J-6 и его модификациях;
-WP-6A — модернизированный.
Технические характеристики:
Модификация: РД-9БФ-811
Год создания: 1952
Производитель: СССР — Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор»); КНР — Shenyang Liming Aero Engine Co.
Габаритные размеры, мм
диаметр: 668
высота: 950
длина: 5560
Сухая масса двигателя, кг: 725
Тяга двигателя, кН (кгс)
на форсаже: 36,78 (3750)
максимальная: 29,42 (3000)
Удельный расход топлива, мг/Н.с
на форсаже: 45,32
на максимальном режиме: 27,76.
Компрессор: осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью
Турбина: осевая 2-ступенчатая
Температура турбины: 860 °C
Применение: МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5.
Двигатель АМ-5. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель АМ-5. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель РД-9. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель РД-9 в музее Вадима Задорожного.
Турбореактивный двигатель РД-9Б.
Двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации.
.
Список источников:
В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы.
Н.В.Якубович. Истребитель МиГ-19.